Интеллектуальные традиции, использующие понятие «равенство».
Исторические этапы развития представлений о равенстве
1. Исторически представление о формальном равенстве впервые нашло выражение в нормативном правиле талиона, которое прямо направлено против неравной трактовки одинаковых ситуаций: всякий ущерб равно требует непременного возмездия, и это возмездие должно быть равным для случаев одинакового ущерба.
2. Золотое правило нравственности и заповедь «не навреди» устанавливают иной, более высокий, тип равенства — признание равного достоинства личностей как представителей человеческого рода (фундаментальное этическое равенство).
В этом случае другие наделены равным правом на хорошее обращение с ними вне зависимости от их реальных поступков.
3. Наиболее адекватной религиозной формой выражения фундаментального этического равенства стала иудео-христианская монотеистическая концепция равенства людей как творений единого Создателя.
Вместе с тем в христианской религиозно-этической доктрине – два вида равенства:
- положительное равенство духовных способностей, позволяющих стремиться к спасению,
- всеобщее отрицательное равенство, порожденное последствиями первородного греха.
4. В античной традиции идея этического равенства впервые появляется в стоической философии в связи с признанием равной природной причастности всех индивидов к Божественному Логосу.
В дальнейшей истории философско-этической мысли к указанным основаниям концепции равного достоинства человеческих личностей (равенство душ и потенциально равной природной рациональной способности) добавились внерациональное природное равенство (равенство в стремлении к счастью, в объеме потребностей и т.д.), а также равенство с точки зрения сверхприродной (трансцендентальной) рациональности.
5. Наиболее строгим выражением идеи этического равенства в новоевропейской философии следует считать второй практический принцип воли И. Канта(1724-1804),согласно которому к человечеству (в своем лице и в лице др.) следует относиться как к цели и никогда – только как к средству.
При этом утверждение разного (неравного) достоинства существ, обладающих рациональной способностью, понимается И. Кантом как явная логическая ошибка.
Первая традициявосходит к представлению об общине, где отсутствуют институционализированная власть и собственность, царствуют семейные (братские) отношения и гарантировано всеобщее одинаковое изобилие (подчас за счет невзыскательности и простоты).
Эта традиция достигает своего пика в разработке социалистической идеи.
Вторая традицияисходит из приватного потребления благ и состязательного равенства при их достижении, неизбежного из-за невозможности найти априорную процедуру выделения достойнейших.
Такая (либеральная) модель присутствует уже в некоторых рассуждениях Аристотеля и стоиков.
В ее рамках ведущей проблемой оказывается вопрос о совместимости понятий равенства и свободы.
Классическая либеральная концепция равенства, созданная Дж. Локком (1632-1704), исходит из их бесконфликтного совмещения.
Однако уже с конца XVIII в. формируется противоположное мнение о том, что равенства есть результат зависти, эгоизма, омассовления культуры и управления обществом, а значит, оно явно противостоит свободе (Э. Бёрк (1729-1797), А. Токвиль (1805-1859) и др.).
Третья традиция использует понятие равенства для оправдания естественной иерархии статусов или, в смягченной форме, для создания психологических процедур, позволяющих сознавать себя равным в некоторой заведомо неравной системе распределения прав или благ.
Таковы платоновская государственная утопия и критика демократического устройства полиса. В позднейший период эта традиция находит выражение у Т. Гоббса (1588-1679),европейских консерваторов с начала XIX в., 3. Фрейда (1856-1939),некоторых сторонников меритократии в XX в.
Современные представления о равенстве. Современные теоретики стремятся точнее обозначить тот комплекс общих свойств, которые в достаточной мере закрепляли бы признание равенства. В него входят:
- специфически человеческие эмоции и желания;
- способность к мышлению и использованию языка;
- способность вести счастливую жизнь;
- способность к составлению жизненных планов и моральной автономии;
- способность к вынесению справедливых суждений и т.д.
Идея общественного равенства может быть представлена как попытка распространить абстрактный идеал равного достоинства, глубоко укорененный фактически во всех современных духовных традициях, на различные сферы общественной жизни.
Она опирается презумпцию равенства, высказанную еще Аристотелем – именно социальное неравенство, а не равенство нуждается в оправдании перед лицом справедливости.
Другими словами, для признания неравенства легитимным следует привести основательные аргументы, отталкивающиеся от самой морали, религии, метафизики или беспристрастного анализа действительных условий существования.
В социально-экономической области возникают иные два полюса:
1. идея волюнтаристски-уравнительного распределения благ;
2. идея полного санкционирования любого вида автоматически сложившегося неравного их распределения.
Промежуточную позицию занимают проекты уравнивания граждан (подданных) через ограничение автоматических распределительных процессов):
- теории равенства стартовых возможностей;
- контроля над равенством условий соревнования;
- уравнительной коррекции его результатов.
Заключение
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
В объективном смысле права и свободы человека – это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности (гражданина) и государства.
В субъективном смысле права и свободы человека – это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством действия, поступка, поведения. Иными словами, это официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Это право, принадлежащее отдельному лицу – субъекту права.
Начиная с 1980-х, утвердилось разделение прав на три поколения.
К первому поколению относятся гражданские и политические права.
Ко второму поколению относят социально-экономические права.
К третьему поколению относят коллективные права, права меньшинств, права народов.
Причина преступлений – свобода воли человека
Борьба с преступностью, в философском аспекте, состоит в социально-культурных возможностях противостоять преступности с целью сохранения цивилизованного духовно-нравственного существования человечества в целом,