СОЦИАЛИЗМ

Главный оппонент либерализма в вопросе о свободе – современный радикальный коллективизм, или социализм (коммунизм и национал-социализм).

Человек «старого мира» является настолько несовершенным, что его придется заменить «новым человеком». Пока этого не произошло, человека необходимо лишить его индивидуалистической и капризной свободы, поставить под неусыпный контроль коллектива и систематически перевоспитывать в духе «новой свободы».

Последняя понимается как служение задаче построения нового, совершенного общества, своего рода «рая на земле» для всех народов (коммунизм) или для избранной расы (национал-социализм).

Увлеченный задачей преобразования мира, человек социалистического общества не только не чувствует себя несвободным, но ощущает себя даже более свободным в экономическом, политическом и интеллектуальном отношениях, чем те, кто пользуется «буржуазными» свободами.

Н.А. Бердяев (1874-1948),критиковавший капиталистическое общество с коллективистических позиций, говорил о «формальном характере» его свободы: она действительно есть, но нет большой, захватывающей все общество цели, для которой ее можно было бы использовать»

Экономическая свобода коммунистического человекаявляется свободой от ежедневной борьбы за выживание, от риска остаться без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Коммунистическое государство предоставляет работу, и можно быть уверенным, что она всегда будет. Вознаграждение за труд является минимальным, но оно выплачивается регулярно, обеспечивает элементарные потребности, и позволяет особенно не думать о завтрашнем дне. К тому же это вознаграждение является примерно одинаковым у всех членов общества.

Политическая свобода, достигаемая в коммунистическом обществе, состоит в освобождении индивидов данного общества от политики, от решения вопросов, касающихся власти. Политика вершится коммунистической партией и ее вождями, к тому же будущее предопределено законами исторического прогресса.

Интеллектуальная свобода коммунистического обществаоснована на простоте, ясности и общепринятом характере его основных его ценностей.

Короче говоря, буржуазная свобода есть свобода для выбора, коммунистическая свобода – свобода от выбора. Какая из них лучше – вопрос предпочтения, во многом определяемого традициями, сложившимися в обществе.

II. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – соразмерность (пропорциональность) благ и тягот в жизни человека и общества.