Использование игр, игровых форм организации учебной, внеучебной деятельности.
Поощрение и порицание в обучении, воспитании. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы дозволенного, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием ребенка. Будущему учителю необходимо помнить, что применение порицаний и других видов наказаний является исключением и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.
Создание ситуаций успеха в обучении, воспитании. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Поэтому учитель создает цепочку ситуаций, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к возникновению у них чувства уверенности в своих силах. Один из приемов - это подбор для учащихся ряда заданий нарастающей сложности, другим приемом служит оказание дифференцированной помощи с использованием карточек-помощниц, примеров-аналогий, планов ответов и др.
Коротко остановимся на каждой подгруппе.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Методы формирования ответственности и обязательности.
Методы развития познавательного интереса.
Методы эмоционального стимулирования.
Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса. Ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.
Методы, приемы стимулирования познавательной и развивающей деятельности
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
Не слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно трудным, но посильным.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету11 Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя - М., 1985.С. 8..
Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:
Методы эмоционального стимулирования. Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат:
Постановка системы перспектив. Этот метод был разработан А.С. Макаренко. Именно он прелагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней, средней, дальней.