Введение

Дополнительная

Основная

1. Канке В.А. Современная философия. – М.: Омега-Л, 2011.

2. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: базовый курс: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

3. Прокофьев А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 133-143.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2012.

5. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. – 2012. – № 2. – С. 66-80.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2010.

2. Кочетков В.В. Конституционализм и свобода: критика юридического разума // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 17-26.

3. Орехов А.М. Справедливость как базисный принцип устройства общества: путь к очевидности // Вопросы философии. – 2010. – № 9. – С. 60-73.

4. Философия: Учебник / Под ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012.

5. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. – М.: Ad marginem, 1999.


 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

 

Философия права – весьма многоплановая отрасль знания. В рамках данной лекции мы поговорим о трех достаточно важных ее проблемах:

- права и свободы человека и гражданина;

- преступление и наказание;

- эволюция основных философско-правовых категорий («свобода», «справедливость», «равенство»).

В рамках лекции мы не будем ограничиваться констатацией современного положения дел, а будем анализировать исторические тенденции, которые привели к современному положению дел, а также исторические корни современных точек зрения в политико-правовом дискурсе.

К примеру, общеизвестно, что права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

Аналогично и в понимании преступления и наказания. С эмпирической точки зрения эти явления очевидны и как бы не нуждаются в теоретическом объяснении. Но на практике, к примеру, теоретический ответ на вопрос о причинах преступлений может самым существенным образом повлиять на противодействие преступности. Преступник – жертва своих страстей и исторических обстоятельств или полностью сознательный и ответственный субъект деятельности? Да и любые новации в изменении системы наказания, как показывает исторический опыт, требуют предварительного философско-методологического анализа.

В проблеме осмысления основных философско-правовых категорий (таких, как «свобода», «справедливость», «равенство») в развитии философского знания, как в зеркале, отражаются надежды и чаяния людей той поры. Неслучайно девизом Великой Французской буржуазной революции 1789 года стали слова «Свобода – Равенство – Братство», которые были основательно проанализированы философами-просветителями. И, к слову сказать, существенно отличались от понимания этих категорий в религиозно- средневековом сознании.

Но содержание нашей лекции не будет просто реликварием, в котором собраны точки зрения древних авторов. В ней мы попытаемся показать историческую динамику анализируемых проблем, что может оказаться весьма полезным при рассмотрении как современных, так и будущих проблем, связанных с философией права.