История теории организационных изменений

Изучение организационных изменений как отдельного направ­ления управленческой науки началось после Второй мировой войны, когда в результате изменения характеристик потребле­ния, появления новых технологий и новых рынков появилась потребность в адаптации компаний к новым условиям среды, и проблема успешной реализации изменений попала в поле зрения многих руководителей и ученых.

Большинство ранних работ были сконцентрированы на процессной составляющей изменений, а точнее, на наиболее эффективных методах внедрения преобразований и преодоле­нии сопротивления персонала. По мнению ряда авторов на протяжении несколь­ких десятилетий в организационной науке доминировало пониманиепроцесса организационных изменений «по Левину». Предложенная социальным психологом Куртом Левином в 1951 г. трехэтапная схема «размораживание — изме­нение — замораживание» и сегодня остается наиболее распространенным общим «рецептом» по внедрению изменений в организации.

Второй этап в исследовании организационных изменений охватывает около 30 лет – с начала 1960-х до начала 1990 годов.

В середине 1990-х гг. некоторые исследователи отмечали, что вся теория организационных изменений, к сожалению, может быть сведена к идее Левина. Продолжает жить и его концепция о сопротивлении изменени­ям, которая постоянно фигурирует в многочисленных работах о причинах сопротивления изменениям и способах борьбы с ними. Например, в обзоре исследований по организационным изменениям, написанном Арчилем Арменакисом, среди работ по процессной со­ставляющей рассматриваются пяти-, семи-, девятифазные мо­дели внедрения организационных изменений, которые, по сути, можно считать детализациями разной степени трехфаз­ной модели К. Левина.

Дальнейшие направления исследований в попытке обо­значить какие-либо ориентиры во всем многообразии органи­зационных изменений логично привели к созданию разнооб­разных классификаций этого феномена. Большинство из них так или иначе опирается на разграничение между инкремен­тальными и радикальными (эволюционными и революционны­ми, кумулятивными и дискретными) изменениями.

Впервые подобное разделение было сделано в начале 1970-х гг., когда Ватцлавик, Уикланд и Фирш ввели понятия изменений первого и второго порядка.

Под изменения­ми первого порядка понимались незначительные «вариации вокруг основной темы», а под изменениями второго порядка — кардинальный прорыв, не имеющий связи с прошлым. Эта классификация является достаточно об­щей, позволяя интерпретировать ее как относительно содержа­ния и процесса изменений, так и обеих характеристик вместе. С одной стороны, это является ее преимуществом (высокая степень обобщения), а с другой, привнесло некоторую путани­цу в работы по изменениям, т.к. в каждом случае нужно уяс­нить, что именно имеет в виду автор, используя эту класси­фикацию.

В целом ситуация в этом направлении организационной науки к началу девяностых годов двадцатого века была оха­рактеризована одним из авторов следующим образом: «Не­сколько теоретических предположений повторяются без до­полнения или развития, несколько дружеских советов повто­ряются снова и снова без доказательства или опровержения, и несколько сильных эмпирических доказательств приводятся с благоговением, но без уточнения или объяснения».

В это время подавляющее большинство исследователей рассматривало изменения в рамках подхода, получившего название «организационное развитие». Подход организационного развития использовался часто и плодотворно, однако со временем стали отчетливо проявляться его ограничения. Бурное развитие информационных технологий привело к пониманию того, что новые технологии позволяют радикально изменить многие традиционные виды бизнеса. Переход к новым технологиям потребовал анализа не только отдельных бизнес-функций организации, но и целостных бизнес-процессов. Так родилась столь популярная в настоящее время концепция реинжиниринга бизнес-процессов. И, образно говоря, маятник организационных изменений качнулся от метода организационного развития, сосредоточенного на социальной подсистеме организации, к ее технологической подсистеме. Но и социальная подсистема оказалась серьезным источником сопротивления организационным изменениям нового типа. Становилось очевидным, что требуется синтез двух подходов: организационного развития и реинжиниринга.

В середине 1990-х гг. теория организационных измене­ний получила «второе дыхание» за счет появления новых те­оретических моделей и подходов, которые учитывают как социальную, так и технологическую составляющие организации, и доказавших свою эффек­тивность в практике применения известных компаний. К таким моделям можно отнести модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Дж. Келли, теорию Е и теория О организационных изменений, модель «кривой перемен» Дж. Дак.

Таким образом, в начале 1990-х гг. наука все же постепенно начала выходить из замкнутого круга благодаря новой волне исследо­вателей, пытающихся найти новые подходы к изучению орга­низационных изменений. С одной стороны, они привнесли сравнительный, кроссорганизационный анализ и заимствова­ния из других наук, таких как математика, физика и теория хаоса, а с другой — попытки улуч­шить исследовательский инструментарий и более четко понять его ограничения. Кроме того, активизировались попытки создать универсальную схему, позволяющую обобщить различ­ные теории изменений.