Европейско-континентальная система выдачи

Англо-американская система выдачи стран общего права

Является в общей степени формализованной. Вопрос о выдаче решается судебными органами при предоставлении запрашивающей стороной достаточных данных, дающих основание к выдаче лица, совершившего преступление.

Как правило, выдача осуществляется в условиях непризнания обычной нормы МУП о невыдаче собственных граждан. Исходя из этого, заключаемые странами общего права договоры не исключают возможность выдачи собственных граждан, оставляя этот вопрос на усмотрение суда.

Несмотря на формализованный характер рассмотрения вопросов о выдаче, по ряду принципиальных моментов страны общего права расходятся, так например: для уголовного преследования и судебного разбирательства в соответствии с правовой системой США не является препятствием к разбирательству незаконный способ доставки виновного на территорию США, что является невозможным для системы права Великобритании.

Относительно достаточных доказательств и неопровержимых доказательств: наблюдается тенденция в смягчении уровня требований к выдаче в странах общего права (не касается Великобритании).

Основу европейско-континентальной системы выдачи составляет Европейская конвенция о выдаче преступников 1957 года. В соответствии с которой для ее участников она заменяет положение любых двусторонних и многосторонних договоров о выдаче, а также применяется государствами, не имеющими между собой договоров о выдаче. Несмотря на данное правило, сама Европейская конвенция также допускает использование государствами – участниками своего «единообразного законодательства» или специальной системы. Единственным необходимым условием этого является уведомление генерального секретаря совета Европы.

Конвенция определяет порядок и условия выдачи, а также основные принципы выдачи.

Основные принципы выдачи:

· Преступление должно быть экстаридиционным т.е. оно должно входить в число преступлений, по которым возможна выдача. Н-р: выдача возможна только в том случае, если за совершение преступления, в связи с которым поступил запрос о выдаче наказуемо ЛС на срок не менее 1 года.

· Необходимо двойной преступности деяния.

· При выдаче необходимо соблюсти принцип специализации или конкретности. Т.е. уголовное преследование выданного лица должно осуществляться только за то преступление, в отношении которого состоялась выдача лица.

При этом конвенционно установлен ряд ограничений в части экстрадиции по следующим признакам:

1. Политический характер преступления

2. Дискриминационные признаки преследования лица

3. Истечение сроков давности

4. Возможность применения смертной казни

Несмотря на то, что сама конвенция не содержит прямого запрета в последнем случае Н-р: если законодательство запрашиваемой стороны не исполняет, то в выдаче может быть отказано.

Не выдается лицо также при недостаточности или неубедительности предоставленных доказательств о причастности лица к совершаемому преступлению в отношении которого поступил запрос о выдаче.

Типовой договор о выдаче, принятый резолюцией ген. Ассамблеи ООН в основном содержит те же принципы о выдаче преступника, что и Европейская конвенция, хотя ряд отличий при этом также имеется: более жесткие требования к экстрадиционным преступлениям. Н-р: наказание за экстрадиционные преступления 2 года ЛС или иные тюремные наказания, а если речь идет о выдаче к исполнению приговора, то до окончания срока исполнения наказания должно быть не менее 6 месяцев.

Институт выдачи несмотря на достаточно традиционный характер все равно меняется. Н-р: государства пересматривают свое отношение в части политических преступлений.

Кроме того, подлежат выдаче лица, совершившие преступления против мира и безопасности человечества.