Международные организации в области освоения Мирового океана

Классификация морских пространств

Внутренние воды— являются частью территории государства и включают: водоемы, полностью окруженные берегами одного государства, акватории портов, морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству, с шириной входа, не превышающей 24 миль. К внутренним водам также относятся так называемые исторические воды, к которым принадлежат и воды некоторых заливов независимо от ширины входа. Их перечень устанавливается государством. К примеру, северные моря относятся международным правом к внутренним водам Российской Федерации.

Прибрежное государство, в силу своего суверенитета, определяет порядок доступа в них иностранных судов, которые подчиняются его юрисдикции. Прибрежное государство может устанавливать для иностранных судов один из режимов: национальный, наибольшего благоприятствования или специальный. Оно также регулирует судоходство и рыболовство. Без его разрешения запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями.

Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с его согласия.

Территориальное море— морской пояс, расположенный вдоль берега или за внутренними морскими водами прибрежного государства. Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств составляет 12 морских миль.

Территориальное море, воздушное пространство над ним, а также поверхность дна и недра находятся под суверенитетом прибрежного государства и являются частью его территории.

Внешняя граница территориального морясчитается морской государственной границей государства. Любая деятельность физических и юридических лиц здесь может осуществляться только с разрешения этого государства. Изъятием из этих прав является право мирного прохода невоенных судов всех государств.

Под проходомпонимается плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не останавливаясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Проход считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Немирный проход— допущение проходящим судном угрозы силы или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государства, осуществление маневров или учений с оружием любого вида, акты, затрагивающие оборону или безопасность этого государства, акты, не имеющие прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство может устанавливать разрешительный режим прохода для военных судов через свои территориальные воды.

Прилежащая зона— это зона открытого моря, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства с целью предотвращения возможного нарушения установленных им правил и законов.

Право прибрежного государства на прилежащую зонусводится к праву предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов или правил в пределах его территории или территориального моря и праву наказания за нарушение указанных законов и правил.

Открытое море(по Конвенции 1958 г.) представляет собой морское пространство, расположенное за пределами территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.

Принцип свободы открытого моря лежит в основе его правового режима. Оп состоит в том, что все государства имеют право на свободу судоходства, рыболовства, полетов, научных исследований, прокладывание подводных кабелей, возведение искусственных островов и других установок, т. е. открытое море резервировано для мирных целей.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает, и рассматривается как часть территории государства регистрации. Каждое государство определяет условия предоставления судну своей национальности. Арест и задержание судов могут быть проведены в открытом море только властями государства флага судна.

Международным морским правом предусматриваются исключения из юрисдикции государств флага. Если судно подозревается в пиратстве, работорговле, в повреждении кабеля, несанкционированном радиовещании, незаконной торговле наркотическими или психотропными веществами, военные корабли стран — участниц Конвенции 1982 г. вправе осуществлять преследование, останавливать суда и проводить их осмотр в открытом море. Это право может осуществляться военными судами или судами, находящимися на правительственной службе.

Право преследования определяется, как право прибрежного государства преследовать или арестовывать в открытом море иностранное судно, нарушившее его законы и правила во время пребывания в территориальном море, внутренних водах или прилегающей зоне.

Право преследования прекращается, если судно выходит в территориальное море своего или третьего государства. Государства флага должны принимать меры к обеспечению безопасности в открытом море в отношении самого судна, профессиональной подготовки экипажа, пользования сигналами, связью, предупреждения столкновения. К этим нормам обеспечения безопасности относится и обязанность оказывать помощь при поиске и спасении на море.

Исключительная экономическая зона - район за пределами территориального моря и прилегающий к нему район шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, а также на управление ими; право сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности, регулировать улов живых ресурсов, взимать сборы, разрешать научные исследования.

Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов при условии соблюдения ими соответствующих положений Конвенции 1982 г.

Другие свободы открытого моря используются ими в той части, в какой это совместимо с правами и юрисдикцией прибрежного государства в такой зоне.

Проливы, используемые для международного судоходства, — это единственные или наиболее удобные проходы, соединяющие части открытого моря или части открытого моря с территориальным морем одного или нескольких государств.

Большинство проливов не имеет специального договорного урегулирования. Общепризнанным стало право свободного прохода. Договорное закрепление этот принцип получил в Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне (1958 г.). По Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) в этих проливах все суда — морские и воздушные — пользуются правом транзитного прохода (пролета), которому не должно чиниться препятствий со стороны прибрежного государства. Транзитным проходом считается осуществление свободы судоходства исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив.

Государства, граничащие с проливом, не должны препятствовать транзитным проходам или приостанавливать их. Они могут устанавливать специальные правила, способствующие безопасному и рациональному использованию проливов.

Правовой режим черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) регулируется Конвенцией 1936 г., заключенной в Монтре. Конвенция устанавливает различный режим плавания для торговых судов и военных кораблей. Кроме того, специальный режим устанавливается в зависимости от состояния мира или войны и отношения к войне Турции.

Балтийские проливы (Большой и Малый Белоты, Зунд) имеют правовой режим, установленный Копенгагенским трактатом (1857 г.), который закрепил в них свободу судоходства.

Международные морские каналы — искусственно созданные морские пути на территории определенных государств, находящиеся под их суверенитетом, с установленным международно-правовым режимом.

Особенность правового режима международных каналов заключается в том, что они, являясь частью территории государства - владельца каналов, находятся под действием соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих их юрисдикцию. Государства, пользующиеся такими каналами, должны уважать суверенные права владельца, не допускать вмешательства в его внутренние дела, соблюдать нормы международного права и национального законодательства.

Режим судоходства большинства каналов характеризуется следующими правилами:

· каналы открыты в мирное время для всех невоенных и военных кораблей всех государств;

· администрация предварительно информируется о проходящем судне, она устанавливает правила пользования каналом, размер сборов;

· в военное время вводится ряд мер, ограничивающих военную деятельность.

Наибольшее значение для международного судоходства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы. Правила судоходства в них регулируются международными соглашениями.

Континентальный шельф (по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) - морское дно, включая его недра, простирающиеся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до пределов, установленных конвенцией. В связи со сложностью определения границы континентального шельфа в соответствии с Конвенцией 1982 г. создается международная комиссия, которая должна рассматривать предложения государств по установлению границ континентального шельфа, если заинтересованные стороны не смогут прийти к соглашению по этому вопросу.

Прибрежное государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов шельфа. Другие государства могут заниматься этой деятельностью только с согласия прибрежного государства. Однако его права не распространяются на воды, покрывающие континентальный шельф и воздушное пространство над ним, где осуществляется свобода мореплавания и полетов воздушных судов.

Под международным районом морского дна понимается дно морей и океанов и его недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции.

По Конвенции 1982 г. дно морей и океанов и его недра (минеральные ресурсы) объявлены общим достоянием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении этого района.

Права на ресурсы здесь принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Деятельность по разведке и разработке может осуществляться создаваемыми при этом органе предприятиями, государствами-участниками, государственными предприятиями, физическими и юридическими лицами при государственном поручительстве. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и экономических выгод, полученных от деятельности в этом районе.

 

Более 60 международных организаций действует в области освоения Мирового океана.

Крупнейшей из них является Международная морская организация (ИМО). В ней участвуют практически все государства, связанные с использованием морских пространств и ресурсов. В компетенцию ИМО входят: технические вопросы деятельности морских торговых флотов, обеспечение безопасности на море, повышение эффективности мореплавания, защита морской среды от загрязнения; разработка проектов, международно-правовых документов, регулирующих сотрудничество государств в Мировом океане, созыв международных конференций.

К числу таких соглашений можно отнести, в частности, Конвенцию по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ на континентальном шельфе (1988 г.); Конвенцию о спасении на море (1989 г,); Конвенцию по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (1990 г.) и др. ИМО — специализированное учреждение ООН, основана в 1958 г. Ее штаб-квартира находится в Лондоне.

Использованием спутников для улучшения морской связи для оповещения о бедствиях на море, спасения людей и повышения эффективного судоходства занимается созданная в 1976 г. Международная (межправительственная) организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Комитет по судоходству ЮНКТЛД, созданный в 1965 г., ведает экономикой морских грузовых перевозок, их правовым регулированием.

Межправительственная океанографическая комиссия при ЮНЕСКО координирует сотрудничество государств в научных исследованиях, состояние морской среды, включая ее загрязнение, разрабатывает международно-правовые нормы в этой области.

Вопросами сохранения и рационального использования живых ресурсов занимается ряд региональных организаций: Международная комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики.

Указанные и другие международные организации определяют порядок и условия той или иной деятельности государств в Мировом океане.