Региональное сотрудничество

Важнейшую координационного роль в организации экономического сотрудничества на региональном уровне играют созданные в рамках ООН экономические комиссии, действующие под руководством Экономического и Социального совета этой организации:

· Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

· Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА);

· Экономическая комиссия ООН для Западной Азии (ЭКЗА);

· Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК);

· Экономическая и социальная комиссия ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО).

Цели деятельности и функции названных комиссий, в общем, аналогичны: содействие экономическому развитию стран, регионов, повышению жизненного уровня населения, поощрение экономических отношений с другими государствами.

В европейских странах после завершения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) активизировался процесс общеевропейского экономического сотрудничества, осуществляемый в рамках СБСЕ, в которое вошли все постсоветские государства. Правовую основу этого сотрудничества составляют Заключительный акт Совещания (1975 г.), итоговые документы состоявшихся встреч представителей государств — участников Совещания в Белграде, Мадриде, Вене, а также «Парижская хартия для новой Европы» (1990 г.)- Особое внимание в этих документах было уделено экономическому сотрудничеству.

Одним из направлений сотрудничества в Европе является институционализация проектов общеевропейских экономических и правовых пространств, которые в перспективе могли бы образовать сферу свободного трансграничного хозяйствования на континенте.

Первым институтом такого сотрудничества стал Европейский банк реконструкции и развития, созданный в 1990 г. для финансирования общеевропейских проектов в инфраструктуре — дорог, транспортных сетей, телекоммуникаций.

В Западной Европе процессы экономической интеграции в условиях относительной политической стабильности происходили успешно. Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная в 1948 г. для восстановления экономики на основе американского «плана Маршалла», в 1960 г. выполнила свои задачи и была реорганизована в Организацию Экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Новая организация в качестве своих целей декларировала, в частности, согласование общей экономической политики стран-участниц, задав темпы интеграционным процессам. В число членов ОЭСР вошли западноевропейские страны, США, Япония, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Выработка стратегических, политических и экономических решений этих стран осуществляется на практике в рамках неформальных ежегодных встреч стран «Большой семерки» (Великобритания, Канада, США, ФРГ, Франция, Япония, Италия) на высшем уровне. Президент Российской Федерации приглашается для неформальных переговоров во время заседаний, но не ш сами заседания этих стран.

Европейский Союз (ЕС), созданный в 1993 г. на базе Европейских сообществ, стал принципиально новой правовой формой экономического сотрудничества стран Европы. ПС сочетает в себе черты, как международной организации, так и федерации государств.

Целями ЕС являются развитие интеграционных процессов для образования таможенного, экономического, а также политического союза. С момента создания странам ЕС удалось достичь отмены пошлин во взаимной торговле, установления единого внешнего таможенного тарифа, отмены количественных ограничений в торговле, свободного передвижения людей, товаров и капиталов через свои границы, осуществления единой торговой политики, единой политики субсидирования и протекционируемого ведения сельского хозяйства, перехода к единой денежной единице.

В 1993 г. Россия подписала с ЕС совместную политическую декларацию о партнерстве и сотрудничестве, которая имеет ограниченное значение. России предоставлен статус страны с переходной экономикой, что означает исключение одностороннего применения системы ограничительных нерыночных мер. Страны ЕС опасаются расширения сотрудничества с Россией из-за возможного увеличения экспорта из нее более дешевых товаров и услуг и продолжают квотировать импорт на целый ряд российских товаров.

К настоящему времени ЕС является самым интегрированным сообществом государств в мире.

На американском континенте кроме Андской группы (Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор, Венесуэла) и Карибского сообщества (КАРИКОМ), созданных с целью создания свободных торговых зон, действует еще Североамериканская зона свободной торговли (США,Канада и Мексика).

К числу региональных международных организаций экономического сотрудничества следует также отнести Черноморскую зону экономического сотрудничества с участием прибрежных стран, а также Армении, Азербайджана, Молдавии, Албании и Греции; Организацию Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АГТЕК), объединяющую страны огромного пространства, примыкающего к Тихому океану.

В Азии своей активностью выделяется Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с участием Брунея, Вьетнама, Малайзии, Индонезии, Таиланда, Сингапура и Филиппин.

В Африке функционируют две международные организации: Афро-Азиатская организация экономического сотрудничества (около 50 стран Азии и Африки), Общая Афро-Азиатская организация.

В международно-правовом аспекте все объединения такого рода имеют статус межгосударственных организаций с соответствующими полномочиями, структурой руководящих и вспомогательных органов.