Система поддержания мира и безопасности по Уставу ООН

Универсальной организацией коллективной безопасности выступает Организация Объединенных Наций, главная задача которой состоит в поддержании международного мира и безопасности. С этой целью ООН призвана принимать эффективные коллективные меры (см. схему 26). .

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:

· меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами;

· меры мирного разрешения международных споров;

· меры разоружения;

· меры обеспечения безопасности в переходный период;

· меры по использованию региональных организаций безопасности; временные меры по пресечению нарушений мира;

· принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил.

Система коллективной безопасности, воплощенная в Уставе ООН, по-прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения мира.

Важнейшим органом ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание основ международного мира, является Совет Безопасности. Только он может принимать решения, обязательные для всех государств.

Основами международного мира (по Уставу ООН) являются: искоренение войны, утверждение веры в основные права человека, повышение значения международного права, содействие социальному прогрессу и большей свободе.

Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для того, чтобы определить: не может ли продолжение этого- спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В компетенции Совета Безопасности рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности также имеет право принимать принудительные меры в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии.

Такими мерами могут быть полный или частичный перерыв в экономических отношениях; железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средствах сообщения; разрыв дипломатических отношений. Если Совет Безопасности найдет эти меры недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, которые окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности, включая демилитаризацию, блокаду и другие военные операции.

Для применения принудительных мер Совет Безопасности вправе использовать вооруженные силы ООН, которые должны формироваться из контингентов государств — членов ООН. Руководить (по Уставу ООН) применением этих сил должен Военно-штабной комитет ООН - орган ООН, образованный для создания и применения вооруженных сил ООН по решению Совета Безопасности.

Совет Безопасности вправе проводить операции по поддержанию мира, которыми считаются направление миссий военных наблюдателей из невооруженных офицеров, сил по поддержанию мира, включающих контингенты войск, имеющих легкое оружие, используемое только в целях самообороны.

Условиями для проведения таких акции должны являться согласие сторон в конфликте на их проведение, принятие решения Советом Безопасности об их проведении, определение мандата операции, добровольность предоставления воинских контингентов государствами-участниками, командование Генерального секретаря ООН,беспристрастность сил, применение силы только для самообороны, финансирование международным сообществом.

Для обоснования операций по поддержанию мира Совет Безопасности может направить в районы конфликтов миссии по установлению фактов. Это направляемые по решению ООН группы наблюдателей для сбора информации в отношении конфликта или спора, необходимой Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее ООН для выполнения функций по поддержанию международного мира и безопасности.