Введение
Главной задачей личного состава ВВС является достижение и постоянное поддержание высокого уровня боевой выучки, проведение полетов без летных происшествий, обеспечение безопасности самолетовождения.
Обеспечение безопасности полетов является необходимым условием и одним из важнейших факторов достижения высокой боеготовности и эффективности боевого применения сложных авиационных комплексов. Вот почему Министр обороны и главнокомандующий ВВС в своих приказах требуют от всего личного состава авиации обеспечения безопасности полетов, ведения постоянной борьбы за ликвидацию предпосылок к летным происшествиям.
Роль и значение средств РТО в выполнении боевых задач авиации и обеспечении безопасности полетов растут неуклонно. Причинами этого являются: возрастание интенсивности воздушного движения, рост скоростей ЛА, повышение требований к точности выдерживания траектории полета, массовое и долговременное применение авиации с частой сменой аэродромов в ходе боевых действий, полеты на малых высотах и на предельные дальности.
Современные самолеты обладают различными техническими средствами, которые позволяют экипажу выполнять полет по приборам на больших и малых высотах, осуществлять перехват, вести воздушный бой, заходить на посадку в сложных метеоусловиях и ночью. Но большая часть технических устройств на борту ЛА практически работает в комплексе с наземными средствами связи и РТО.
Всякое нарушение связи и работы средств РТО ведет к потере управления ЛА, а это может привести к невыполнению поставленной задачи, предпосылке к летному происшествию, катастрофе. Это подтверждается многочисленными примерами из жизни авиационных частей. На важность средств связи и РТО указывает постоянное и пристальное внимание к ним со стороны иностранных разведок, разработка различных средств и способов борьбы с ними. При обеспечении полетов средства связи и РТО практически незаменимы, и в случае отказа какого-либо средства полеты могут быть немедленно прекращены.
Наиболее важная задача, стоящая перед средствами связи и РТО, - это обеспечение безопасности полетов в условиях возрастающей интенсивности воздушного движения.
Выход из строя радионавигационного оборудования во время полета ЛА может привести к самым тяжелым последствиям. Так, например, отказ радиовысотомера малых высот при посадке или выполнении полета по профилю местности может привести к столкновению ЛА с земной поверхностью. Неисправный доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС) вызовет существенные погрешности в измерении путевой скорости и угла сноса ЛА, что приведет к значительным погрешностям в определении местоположения ЛА и, в конечном итоге - к потере ориентировки экипажем, срыву выполнения боевой задачи и даже к аварии или катастрофе ЛА. То же самое может быть и при отказах РСБН или РСДН. Поэтому даже кратковременная потеря ориентировки экипажем классифицируется как предпосылка к летному происшествию.
Современный боевой самолет - оружие коллективное. Действия экипажа обеспечиваются усилиями воинов многих специальностей. Поэтому главной задачей в борьбе за безопасность полетов является исключение летных происшествий по вине личного состава. Это, в первую очередь, зависит от глубоких знаний техники связи и РТО, прочных навыков ее эксплуатации, дисциплинированности и исполнительности, от понимания значимости своего труда и ответственности за качество выполняемых работ на технике. Всегда нужно помнить, что успех в воздушном бою куется на земле. У курсанта (слушателя) - будущего инженера, в руках жизнь экипажа и судьба выполнения боевого задания.