Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол
Истинные направления и их соотношения
При нахождении судна в море, деятельность судоводителя непосредственно связана с определением направления движения судна, а также с определением направлений на подвижные (соседние корабли, суда, самолеты, вертолеты) и неподвижные (береговые ориентиры, буи, бочки и пр.) объекты.
Рассмотрим, как эти направления определяются?
Направление движения судна характеризуется его истинным курсом.
Покажем это на рис. 2.7 для чего:
Рис. 2.7. Истинный курс судна
- проведем северную часть истинного меридиана наблюдателя, находящегося на судне С → С-NИ;
- продолжим носовую часть продольной оси симметрии судна → С-К, тогда:
– истинный курс судна есть ничто иное, как направление продольной оси судна, измеряемое горизонтальным углом между северной частью истинного меридиана и носовой частью продольной оси судна.
Истинный курс судна измеряется в круговой системе счета направлений от 0° до 360° (по часовой стрелке) и обозначается – как ИК.
Направление на объект наблюдения определяется или относительно носовой части продольной оси судна (курсовой угол), или относительно северной части истинного меридиана наблюдателя (истинный пеленг).
Истинным пеленгом называется горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между северной частью истинного меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Истинный пеленг на ориентир
Истинный пеленг, также как и истинный курс, измеряется в круговой системе счета направлений от 0° до 360° по часовой стрелке и обозначается как ИП.
Обратный истинный пеленг (ОИП) – это направление, отличающееся от истинного пеленга на 180°.
Если ИП на маяк 95°, то ОИП (с маяка на судно) 275° (рис. 2.8).
ОИП = ИП ± 180° | (2.1) |
Курсовым углом называется горизонтальный угол в плоскости истинного горизонта наблюдателя между носовой частью продольной оси судна (ДП судна) и направлением из точки наблюдения на объект (ориентир).
Курсовой угол измеряется в полукруговой системе счета направлений от 0° до 180° левого (л/б) и правого (пр/б) бортов (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Курсовой угол
Курсовой угол обозначается – как КУ или q.
При вычислениях курсовому углу правого борта (КУ пр/б) придается знак «+», а курсовому углу левого борта (КУ л/б) – знак «–».
Курсовые углы, равные 90° (90° пр/б, 90° л/б) получили название «траверзных» курсовых углов.
Курсовые углы, равные 45° (45° пр/б, 45° л/б) – «крамбола».
Курсовые углы, равные 135° (135° пр/б, 135° л/б) – «раковина» или «подзор».
Все истинные направления (ИК, ИП, КУ) связаны между собой соотношениями, которые легко установить из рис. 2.10.
Рис. 2.10. Истинные направления
ИП = ИК + КУ | (2.2) |
ИК = ИП − КУ | (2.3) |
КУ = ИП − ИК | (2.4) |
Формулы алгебраические.
При решении задач по данным формулам необходимо знать, что:
- Если при вычислениях ИК или ИП получается результат более 360°, то из полученного результата необходимо вычесть 360°.
Например: | ИК = 270°, КУ = 130° пр/б, ИП = ? ИП = ИК + КУ = 270° + 130° = 400° – 360° = 40° |
Ответ: | ИП = 40°. |
- Если при вычислениях ИК или ИП получится отрицательный результат, необходимо к полученному результату прибавить 360°.
Например: | ИК = 40°, КУ = 70° л/б, ИП = ? ИП = ИК + КУ = 40° + (–70°) = 40° – 70° = –30° + 360° = 330° |
Ответ: | ИП = 330°. |
- Если при вычислениях значение курсового угла (КУ) получается более 180°, то необходимо полученный результат отнять от 360°, а наименование КУ изменить на противоположное.
Например: | ИП = 340°, ИК = 40°, КУ = ? КУ = ИП – ИК = 340° – 40° = 300° пр/б, 360° – 300° = 60° л/б |
Ответ: | КУ = 60° л/б. |