ВСЕОБЩНОСТЬ И УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Современные представления о правах человека.

2. Структура прав человека.

 

1. В современной политической литературе можно выделить несколько подходов (парадигм) к изучению прав и свобод человека. Основными среди них являются: либерально-консервативный, или естественно-исторический, коммунитаристский и теоцентрический, или исламский.

Представители либерально-консервативной парадигмы (Бентам, Гоббс, Локк, Монтескье и др.) трактуют права человека в качестве естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого существования. Естественность прав рассматривается как их принадлежность человеку от рождения; неотъемлемость - как неправомерность их отчуждения; священность - как уважение и почитание прав человека.

В либерально-консервативной парадигме права и свободы человека являются высшей ценностью и основной целью государства. Оно обязано не только их признавать и уважать, но и принимать все меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление прав своих граждан. Однако либералы и консерваторы разошлись в вопросе объёма властных полномочий государства. Либералы считали, что человек по своей природе существо разумное и ответственное. Поэтому государство не должно ограничивать его личные и политические права. В отличие от либералов консерваторы исходили из положения, что человек по природе своей, наоборот, существо ограниченное и порочное. Поэтому содержание прав и свобод человека, их объём, способы реализации определяются государством.

Вторая парадигма прав и свобод человека - коммунитаристская. Её основные идеи, отражающие стремление всех людей к благополучию, социальному равенству и социальной справедливости, зародились ещё в античные времена. В целостное научно обоснованное учение коммунитаризм складывается в 40-е гг. XIX в., как реакция угнетённых слоёв общества и их идеологов на негативные проявления капиталистического способа производства.

Исторически сложились различные формы коммунитаризма: марксизм, позитивизм, анархизм и др. Все они имеют как общие черты, так и существенные различия. Среди общих черт следует назвать: стремление коммунитаристов радикально преобразовать общество в интересах трудящихся масс; осуществить принципы социального равенства и социальной справедливости; приверженность коммунитаристов общинным, коллективистским формам организации всех сфер жизнедеятельности общества и др. Коммунитаристы, в отличие от либералов, приоритет отдают не правам индивида, а правам сообществ (группы, объединения, классы, нации, государство).

Третья парадигма прав и свобод человека - теоцентрическая, или исламская. Её авторы - мусульманские политики, учёные, религиозные деятели. Представители этой парадигмы считают, что ключевой конфликт между Западом и исламским миром заключается в разном подходе к проблеме природы и содержания прав человека. Западная точка зрения основана на антропоцентричности прав человека, предполагающей, что индивид от рождения обладает правами. Однако она чужда исламской религиозной традиции и идеологии. Вот почему отдельные мусульманские страны по-прежнему продолжают оспаривать стандарты в области прав человека, признанные Организацией Объединённых Наций.

Таким образом, исламский подход к правам и свободам человека, их принципам отличается от подхода, закреплённого в международных документах. С другой стороны, в середине ХХ в. наметилось сближение ранее отчётливо противостоящих между собой либерализма, консерватизма и коммунитаризма.

2. В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации можно выделить три волны или поколения. Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII-XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и прежде всего отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к середине ХХ в. Оно характеризуется широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны в первую очередь гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, т.е. трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности. Но в этом заинтересованы и другие слои населения.

Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Оно возникло во второй половине ХХ в. и было обусловлено научно-технической революцией, обострением глобальных проблем современности, подъёмом освободительного движения, которое привело к демократизации и гуманизации общественных и международных структур и отношений. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям - народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам,
детям и т.д.

Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее время касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей. Этот исторический процесс укрепил взаимосвязь неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека. Их классификация носит относительный характер, но в рамках мирового сообщества принято выделять три основные группы прав и свобод: гражданские (личные), политические (публичные) и социально-экономические и культурные. Они образуют единое целое, ибо человек может быть свободен только тогда, когда он защищён и от репрессий и от нищеты.

Гражданские права. Своеобразие этих прав заключается в том, что они очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов, общественных организаций, других лиц, которые явились бы посягательством, незаконным вторжением в его жизнь, ущемляли бы его честь и достоинство, препятствовали осуществлению законных интересов. Основные гражданские права формулируются в конституциях государств и конкретизируются в текущем законодательстве. В структуре гражданских прав основными являются:

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: "Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность". В Пакте о гражданских и политических правах (ст.6) сказано: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишён жизни". Согласно положениям Второго факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах (1989 г.), государства должны принять все необходимые меры, чтобы отменить смертную казнь. Жизнь человека должна рассматриваться как самый ценный капитал в обществе.

Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. В то же время одно из актуальнейших с точки зрения его обеспечения, так как ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст.23) записано: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". В соответствии с Пактом "государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей". Законы государства обязаны регулировать взаимоотношения между родителями и детьми. С одной стороны, дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. С другой, обязанность родителей воспитывать детей, не злоупотреблять своими правами. Кроме того, важно строго соблюдать принцип воссоединения семей.

Право на свободу убеждений и совести. Демократическое сознание включает уважение к людям с другим мнением и желание самому разобраться во всём. В уголовном кодексе и других законах любой страны должно быть чётко сформулировано: уголовное преследование за убеждения и связанные с убеждениями насильственные действия недопустимы.

Свобода совести - это право самостоятельно, без какого-либо принуждения решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них. Подлинная свобода совести должна обязательно содержать два основных положения: свободу религиозных убеждений и возможность не принимать во внимание религиозные догматы.

Право на честь и достоинство. Уважение прав человека в обществе неотделимо от признания права на честь и достоинство. Достоинство личности - это не только внутреннее осознание своей социальной значимости, но и общественное признание её ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством.

К гражданским (личным) правам, кроме основных, также относятся и процедурные права: право на гражданство, право на презумпцию невиновности, право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела, право на восстановление в правах.

Политические права и свободы. Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции 1952 г. о политических правах женщин, а также в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают право каждого человека на участие в решении государственных и общественных проблем.

Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права значительную роль играют выборы и "избирательное право", а также характер и сущность избирательной системы.

Известно, что в жизни любого общества важную роль играют общественные организации, которые являются неотъемлемым звеном политической системы. Это профсоюзные и молодёжные организации, клубы избирателей и др. И хотя участие в политической жизни не является главным для них, игнорирование политических вопросов невозможно. В этом смысле право на создание общественных организаций и участие в их работе есть политическое право.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными среди них являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.

Свобода слова. Речь в данном случае идёт о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, выражать и отстаивать собственные убеждения. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, т.е. со свободой прессы.

Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.19) также признано право каждого человека свободно "искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору". Государства-участники пакта обязаны создать условия, необходимые для реального пользования гражданами свободой информации. Вместе с тем в пакте подчёркивается, что свобода информации сопряжена с некоторыми ограничениями, которые оправданы только в том случае, если они установлены в законодательном порядке и вызваны необходимостью обеспечения прав и репутации других лиц и охраны государственной безопасности, общественного порядка или нравственности населения.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Ядро этих свобод - право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций включает также свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них
избрать - решают сами граждане. Для обеспечения доступности данного права для всех необходимо закрепить эту свободу в конституциях стран, издать законодательные акты, устанавливающие порядок и условия пользования правом на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Экономические, социальные и культурные права. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека, без их обеспечения традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают свой смысл. Однако к осознанию этого мировое сообщество пришло лишь в ХХ в. До этого экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт развития гражданских прав.