ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Идейные истоки современной концепции прав человека.

2. Национальные и международные акты о правах человека.

 

1. Возникновение идей о правах и свободах человека относится к далёкой древности. В той или иной трактовке они встречаются в творчестве мыслителей всех времён, различных идейно-политических движений и направлений.

Впервые понятие "право" появляется в греческом городе-государстве. Жизнь полиса управлялась общими для всех и сообща принимаемыми законами. Поэтому афинская демократия реально отражала волю народа в целом. Однако, при всей значимости прав в Древней Греции, их нельзя назвать правами человека, т.к. признавались они только за меньшинством населения - гражданами государства, в то время как чужеземцы и рабы в эту категорию не входили.

Идея прав человека занимает важное место в творчестве известных мыслителей античности Платона и Аристотеля. Платон (427-347 гг. до н.э.) связывает осуществление многих прав человека с построением идеального государства, высшая цель которого - право человека на благо. Известный мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) критикует Платона за его стремление уравнять всех граждан в правах. В отличие от своего учителя, Аристотель обосновывает естественное право каждого человека на частную собственность, которая коренится в его природе. Он отстаивает право человека на равные возможности, развитие его дарований, право на личную жизнь и создание семьи. Впервые Аристотель утверждал идею верховенства естественного права над законами государства.

Своё дальнейшее развитие идея прав и свобод человека получила в творчестве знаменитого государственного деятеля и мыслителя Древнего Рима Цицерона (106-43 гг. до н.э.). По его мнению, в основе прав человека лежит присущая природе справедливость, которая понимается как неотъемлимое свойство и человеческой природы, и природы в целом. Поэтому права человека устанавливаются природой, а не человеческими решениями и постановлениями. По мнению Цицерона под действие закона должны попадать все члены общества.

В период феодализма идея естественных прав, данных человеку от рождения, была отвергнута. Права человека стали трактоваться как привилегии, которые дарованы монархом подданным. Лишь в XVII в. произошло возрождение и развитие идеи естественного права.

Значительный вклад в её развитие внесли известные просветители XVII-XVIII вв.: Вольтер, Гердер, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Шиллер и др. Просветители стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику, быт путём распространения идей добра, справедливости, научных знаний. Их деятельность во многом способствовала подрыву церковно-феодальной идеологии и утверждению рационализма в общественной жизни.

Видным представителем Просвещения был английский философ Джон Локк (1632-1704). Он создаёт теорию государства и права, основанную на естественных законах. Эти законы существуют всегда и одинаково обязательны как для подданных, так и для правителей. При этом он не просто подводил политико-правовое обоснование под английский государственный строй, но одним из первых выдвинул положение о прирождённых правах человека, которыми он считал право на жизнь, свободу и владение имуществом.

Почти все представители школы естественного права, как и Локк, были сторонниками теории договорного происхождения государства. При заключении "первоначального договора" государству уступалась часть прирождённых прав. Но какая часть? Об этом велись споры между политиками и учёными. Ответ на этот вопрос в значительной мере зависел от понимания природы человека.

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) придерживался теории "человека-зверя". Согласно этой теории, человек не ушёл далеко от своего первобытного состояния, для которого характерна "война всех против всех" во всех сферах общественной жизни. На этом основании Гоббс делает вывод о необходимости сильного абсолютного государства - "Левиафана".

Известный французский политический мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778), в противоположность Гоббсу, полагал, что человек от природы добр, но сильное государство всё-таки необходимо. Он смотрел на него как на выражение общей воли народа. Обеспечить интересы народа и права отдельного человека наилучшим образом может такая форма государственного правления, при которой должностные лица избираются народом, т.е. республика. Государству, считает Руссо, должна быть передана значительная часть естественных прав человека с целью наиболее полного их осуществления.

Другой французский представитель Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755) также являлся сторонником республиканской формы правления, считая её наиболее благоприятной для развития политической свободы человека. Монтескье полагал, что государству должна уступаться незначительная часть прав человека. Он отстаивал необходимость свободы слова, печати, свободы совести. Важное значение имели его идеи устранения крайностей имущественного неравенства, о долге государства обеспечивать граждан средствами к жизни. Монтескье призывал политиков отказаться от насилия, порабощения отдельных лиц и целых народов.

Таким образом, мыслители эпохи Просвещения рассматривали естественное право как природное право человека на свободу, равенство, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.

Существенный вклад в развитие европейской духовной культуры, внесли белорусские мыслители и общественные деятели эпохи Возрождения и Гуманизма. Крупнейший из них Франциск Скорина (1490-1541) доказывал, что законодательство должно быть основано на "естественном, природном законе". Необходимость же "закона писанного", т.е. права, вызвана многочисленными нарушениями закона природного. Само право предназначено защищать человека и гражданское общество от порабощения, несправедливости и унижения. То есть Скорина развивал в своих трудах идею естественных прав человека. По его мнению, каждый человек рождается свободным и все появившиеся на свет люди равны между собой.

Другой белорусский гуманист Симон Будный (1530-1593) в сочинении "О светской власти" писал, что каждый человек обладает рядом неотъемлемых свойств, которые включают право на свободное выражение мысли и собственного мнения, терпимость к своим оппонентам, непредвзятость и объективность в оценке иных идей и мнений и другие права и свободы человека.

Андрей Волон (1530-1610), крупный писатель и мыслитель Беларуси, опираясь на концепцию естественного права, обосновывал необходимость свободы и равенства всех людей. Это возможно, считал он, при условии введения разумных законов. По его мнению, главной целью государства должно быть обеспечение спокойной и счастливой жизни людей, их защита от насилия и грабежей.

К этому же историческому периоду относится деятельность Льва Сапеги (1557-1633), выдающегося белорусского мыслителя и политика. Он считал, что основное назначение права - гарантировать человеку личную свободу, безопасность и право собственности. Сапега писал, что если государь отступает от своей основной обязанности и заботится только о своих личных интересах, а не об общем благе, то его называют тираном.

На американском континенте в конце XVIII в. крупным теоретиком и участником борьбы за независимость и права человека был Томас Пейн (1737-1809). В его главном социально-политическом трактате "Права человека" обосновывалась идея неразрывной связи прав человека с определённым типом государства. Говоря современным языком, им должно было стать демократическое правовое государство, в котором естественные права человека занимают центральное место. Согласно его концепции, естественные права делятся на две группы. К первой относятся личные, или "интеллектуальные права и свободы", которые люди могут осуществлять сами, - свобода совести, слова, печати, собраний, объединений и т.д. Государство должно защищать, а не вмешиваться в эту сферу жизнедеятельности людей. Вторая группа включает права человека, связанные с вопросами обеспечения его безопасности и защиты. Гарантом этих прав должно явиться демократическое государство. Эти и многие другие идеи Т.Пейна приобрели актуальность лишь в ХХ в.

2. Гуманистические идеи не только оказали глубокое воздействие на сознание и волю народа, их стремление к свободе и уважению человеческого достоинства, но и воплотились в национальных и международных актах, юридически закрепляющих права человека.

Одним из первых юридических документов такого рода является Великая Хартия Вольностей, принятая 15 июня 1215 г. в Англии. Она заставила короля Иоанна Безземельного прекратить злоупотребление властью и утвердить определённые гражданские права и свободы. Среди 49 статей Хартии особое историческое значение имели те, в которых были провозглашены права на презумпцию невиновности (ст.38), не подвергаться произвольному аресту, задержанию и изгнанию (ст.39), свободно покидать и возвращаться в свою страну (ст.42) и др.

Под воздействием идеи Возрождения и Гуманизма в Беларуси, входившей в XVI в. в состав Великого княжества Литовского, были приняты три Статута (1529, 1566, 1588), которые представляли собой сборники законов, действовавших на данной территории. Но они имели не только местное, но и международное значение.

Выдающимся правовым документом всего европейского континента явился Статут 1588 г., одним из создателей которого был канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега. Через весь Статут проходит идея укрепления правового порядка, при котором все государственные органы и служащие должны действовать в соответствии с законом. В статье 1 раздела 1 провозглашается принцип единства права для всего населения княжества.
В Статут вошли нормы государственного (конституционного) права, что было новым явлением в законодательной практике европейских государств. Также впервые в Статуте была разграничена законодательная и исполнительная власть. Законы могли издаваться лишь выборным представительным
органом - Соймом и только подписывались великим князем. Статут оказал большое влияние на развитие права во всей Европе. В нём нашли отражение многие принципы, сформулированные позже в Англии, Франции, Америке, а затем - во Всеобщей декларации прав человека.

Начало американской революции ознаменовалось принятием 12 июня 1776 г. "Билля о правах", который служил Введением к Конституции американской колонии Вирджиния, восставшей против британского владычества. Этот документ стал образцом для других американских колоний и стран Европы. Его главные идеи легли в основу "Декларации Независимости", принятой в июле 1776 г., закрепившей неотъемлемые права человека: на жизнь, свободу, собственность и на стремление к счастью. После принятия в 1787 г. Конституции США началась разработка Билля о правах. Он вступил в силу в 1791 г. в виде 10 поправок к Конституции. В них было записано, что Конгресс не должен издавать законов, касающихся установления какой-либо религии или запрещающих её свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печати или права народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об исправлении злоупотреблений. Никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле. Никто не должен лишаться свободы или имущества вне установленного законом порядка и т.д. "Декларация независимости Соединённых Штатов Америки" 1776 г., затем Билль о правах явились первыми в истории документами, в которых речь шла о правах человека в современном понимании.

Ещё одним важным документом, также оказавшим огромное влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г. Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. "Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению: Свобода состоит в возможности делать всё, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества возможность пользоваться такими же правами" (Конституции зарубежных государств. Учебное пособие. М., 1999. С.135). Духом вольнолюбия и непримиримости к попранию человеческого достоинства пронизаны все 17 статей Декларации. Однако осуществить эти гуманистические идеалы оказалось чрезвычайно трудно и до сих пор. Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы мира наконец осознали общечеловеческую ценность естественных прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации Объединённых Наций. Устав ООН, подписанный 26 июня 1945 г., стал первым в истории многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к правам и свободам человека.

Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим перечень прав и свобод, явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Декларация в целом основана на общедемократических достижениях человечества. Она состоит из преамбулы и 30 статей. Декларация провозгласила элементарные личные права - на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; на защиту от рабства, пыток или жестокого бесчеловечного обращения; право на неприкосновенность чести и репутации, личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; право на защиту своих прав, в том числе независимым и беспристрастным судом (ст.3-12). Гражданские и политические права и свободы перечислены в ст.13-21 Декларации. Среди них: право на гражданство, местожительство, на выезд из страны и политическое убежище; право на владение имуществом и на вступление в брак; свобода мысли, совести и религии, убеждений, мирных собраний и ассоциаций; всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании. О социально-экономических и правах в области культуры говорится в ст.22-27 Декларации. К ним относятся право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; право на равную оплату труда и на социальное обеспечение; право на создание профсоюзных организаций и вхождение в профсоюзы для защиты своих интересов; право на отдых, на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск. Что касается образования, то начальное и общее образование должно быть бесплатным и обязательным, а высшее - доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно служить повышению уважения к правам человека и основным свободам.

Принятие Всеобщей декларации прав человека явилось важным международным событием. Оно показало возможность сотрудничества в области защиты прав человека государств с различным социально-экономическим строем. Хотя по своей юридической силе Декларация носит рекомендательный характер, она, как показал многолетний опыт, имеет огромное позитивное значение для развития государств по пути демократии, свободы, законности. Декларация стала основой для принятия в 1966 г. Международных пактов о правах человека, вступивших в силу в 1976 г.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах нашли признание право на труд и свободный выбор занятий; на справедливую заработную плату; на создание профессиональных союзов и вступление в них; на социальное обеспечение; на здоровье и образование и т.д. Государства, ратифицировавшие Пакт, признают свою ответственность за создание более благоприятных условий жизни народа.

В Международном пакте о гражданских и политических правах признаётся право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право не подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению; на защиту от произвольного ареста; на презумпцию невиновности; на справедливый суд; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мнений и выражение своего мнения; на свободу передвижения, включая право на эмиграцию; на мирное собрание и свободу ассоциации и др.

Международные пакты о правах человека находятся в тесной взаимосвязи с Всеобщей декларацией прав человека. Вместе с ней, а также с первым факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах они составляют Международный Билль о правах человека. Первый Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах закрепил право отдельных лиц и групп населения при выполнении ими определённых условий подавать жалобы в международные органы в связи с нарушением прав человека государствами, ратифицировавшими данный протокол. Он вступил в силу в декабре 1991 г. Второй Факультативный протокол вошёл в силу в июле 1991 г. Он обязывает государства, ратифицировавшие его, принимать все необходимые меры, чтобы отменить в данной стране смертную казнь.

В последующие годы мировое сообщество, опираясь на гуманистические принципы и идеи Всеобщей декларации, разработало и приняло десятки новых деклараций, конвенций, пактов, которые охватили все основные стороны жизнедеятельности человека, отразили его потребности и интересы в новых исторических условиях.

Кроме международных документов ООН представления о правах и свободах человека нашли своё отражение в региональных документах. Так, в мае 1948 г. была принята Американская декларация прав и обязанностей человека; в 1950 г. - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; в 1960 г. - Европейская социальная хартия; в 1969 г. - Американская конвенция о правах человека; в 1982 г. - Африканская хартия прав человека и народов; в 1990 г. - Каирская декларация прав человека в исламе. В 1994 г. в рамках Лиги арабских государств принимается Арабская хартия прав человека.