ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

 

В первобытно-общинном обществе выделилось 3 этапа:

· первобытное стадо;

· родовая община;

· разложение родовой общины.

Права не существовало, власть осуществлял сильнейший.

По мере совершенствования орудий труда из стада выделился род – несколько мужчин, несколько женщин и их дети. По мере развития земледелия и скотоводства значение приобретает мужская сила, и происходит переход от матриархата к патриархату, брак стал не групповым, а парным. Внутриродовые браки запрещаются, обмен женщинами происходит между родами. Рода становятся родственными и объединяются в племя.

В родовой общине источником власти является вся община вцелом. Важные вопросы решаются на общем собрании. Повседневное управление делами осуществляли старейшины, которые в любое время могли быть отстранены от власти. Старейшины работали наравне со всеми. К нарушителям порядка, хотя и применялась смерть, однако специальных органов для этого не было. Принуждение исходило от всего рода. Существовала первобытная демократия.

По мере совершенствования орудий труда производилось достаточное количество продовольствия и из рода стали выделяться отдельные семьи. Возникла частная собственность. Семьи стали селиться с другими семьями по интересам и родовые связи разорвались.

С появлением богатства возникли войны. Управление приняло форму военной демократии: в управлении делами племенем участвовали только воины. Они выбирали вождя, который во время войны присваивал значительную часть добычи, и на эти средства содержал свою дружину, с помощью которой оказывал влияние на соплеменников. Постепенно военная демократия сменяется военной олигархией. Публичная власть отрывается от общества. Постепенно из военной олигархии и возникает настоящее государство, которое создает правовые нормы, обязательные для всех.

 

Признаки государства

 

1.Государство представляет собой отдельную от общества публичную власть. При первобытно-общинном строе в осуществлении власти участвовало все взрослое население, в государстве – специальный аппарат.

2.Государственный аппарат представляет собой группу людей, занимающихся только управлением. Государственный аппарат обязательно имеет средства принуждения.

3.Сбор налогов для содержания государственного аппарата.

4.Разделение населения по территориальности, а не по родственным связям.

 

Возникновение права

 

Праобразом права являются социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Социальными нормами являются нормы морали, нравственности, религиозные, правовые и табу.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле.

Нормы морали возникли после обычаев, когда у людей появилась способность оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе религиозных представлений.

Табу – религиозный запрет на предмет, слово, действие, нарушение которого будто бы влечет божественную кару.

Первыми источниками права являлись социальные нормы, санкционированные государством. Позже источником права стали нормативные акты государства и судебные прецеденты.

 

Отличие правовых норм от социальных

 

1.Право всегда исходит от государства, а социальные нормы складываются бессознательно.

2.Право охраняется специальными органами государства (суд, полиция, армия), а социальные нормы – мерами общественного воздействия.

3.Право закрепляется в определенных формах (письменно), а социальные нормы закрепляются в сознании.

4.Право изменяется по мере необходимости, а социальные нормы изменяются очень медленно.

5.Для права характерно четкое различие между правами и обязанностями, а в социальных нормах четкого различия нет.

Таким образом, правовая защита информации осуществляется с помощью общеобязательных формально выраженных юридических норм, определяющих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.