Лекция №14

 

Теория информации

 

Это наука, изучающая коммерческие закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации.

 

Информация – это наличие некоторых сведений о состоянии объекта и окружающей внешней среды.

 

Любая информация, чтобы быть переданной, должна быть закодирована. Сигналами могут быть световые импульсы и т.п. Чтобы решить задачи информации, нужно научиться измерять количество объема информации и пропускную способность канала.

 

Энтропия – это мера неопределенного состояния физической системы. Любое сообщение представляет собой совокупность сведений о некоторой физической системе, и степень неопределенности физической системы определяется не только числом его возможных состояний, но и числом его вероятностей.

 

Схема информационной системы

 

Информационная система

 

АСУ


1. информация 2. технические средства 3. взаимодействие системы управления с человеком
1.1.первичное формирование информации 2.1. средства сбора и обработки информации 3.1. оператор
1.2. автоматическое извлечение информации 2.2. регулирующее устройство 3.2. диспетчер
1.3. логическая и математическая обработка 2.3. исполнительные механизмы 3.3. руководитель
1.4. предоставление результатов человеку    
1.5. управляющее воздействие    

 

В АСУ выделяют 2 функционирующие подсистемы:

­ функциональная;

­ обеспечивающая.

 

Управленческая информация и закономерности ее движения.

 

Под управленческой информацией понимается совокупность сведений о процессах, протекающих внутри фирмы и ее окружении, которая служит основой принятия управленческих решений.

Информация может быть классифицирована:

  1. но назначению:
    1. одноцелевая;
    2. многоцелевая.
  2. по возможности хранения:
    1. фиксируемая;
    2. нефиксируемая.
  3. по степени готовности для использования:
    1. первичная;
    2. промежуточная;
    3. конечная.
  4. по полноте:
    1. частичная;
    2. комплексная.
  5. по степени надежности:
    1. достоверная;
    2. вероятностная.

 

Специфической формой управленческой информации являются слухи. Они представляют собой продукт творчества коллектива, пытающегося объяснить сложную эмоционально-значимую для него ситуацию при отсутствии или недостатке официальных сведений. При этом исходная версия, кочуя от одного члена коллектива к другому, дополняется и корректируется до тех пор, пока не сформируется вариант, в целом устраивающий большинство. Поскольку люди чаще всего склонны считать, что слухи исходят из источников, заслуживающих доверия, руководства фирм часто пользуются этими обстоятельствами, распространяя с их помощью сведения, которые по тем или иным причинам не могут быть переданы официальным путем, но доверием и слухом могут воспользоваться и участники конфликтов, чтобы склонить окружающих на свою сторону.

 

Информация может быть классифицирована по объему, источникам, возрасту, способам передачи и распространения. От 50 до 90 % времени современный менеджер тратит на обмен информацией.

 

Этапы движения информации от отправителя к получателю:

1. отбор;

2. кодирование информации (графики, таблицы);

3. передача информации;

4. получение, восприятие, декодирование;

5. осмысление.

Отправитель любой информации всегда ждет, что на его информацию отреагируют и донесут эту реакцию, т.е. вступят с ним в обратную связь.

Обратная связь – это сигнал, направляемый получателем информации отправителю, в котором подтверждается факт получения информации и характеризуется степень понимания/непонимания этого сообщения. В идеале она должна быть сознательной и планироваться заранее, принимая форму, соответствующую ситуации. Должна устанавливаться без промедления и характеризоваться доброжелательностью (перефразирование, уточнение, переспрашивание). Основные помехи при обратной связи – это стереотипы. Пристрастием к стереотипам могут страдать и отправитель информации, и получатель, поэтому необходимо удостовериться в информации. Она искажается из-за разного статуса, отсутствия интереса, технических неполадок, слабого знания языка. Искажение/потеря информации происходит под действием психологических причин (усталость, рассеянность).

 

Организация коммуникативных процессов.

 

3 этапа обмена информации:

  1. инициирование;
  2. передача информации от источника в пункт назначения;
  3. воздействие информации на получателя и его отклик.

 

Информация, посланная с помощью слов, - вербальная; без слов – невербальная.

Передача информации большого объема происходит путем отсеивания.

В жизни информацию можно разделить на:

  1. формальную – информация, передача которой осуществляется в соответствии с действующими инструментами и предписаниями. Недостаток – она преодолевает большое число каналов, что занимает много времени;
  2. неформальную – информация, получаемая неформальным путем от компетентных работников.