Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства на международной арене.

В соответствии с этими задачами можно выделить две основные внеш ние функции государства:

1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами мирового со общества.

2. Оборона страны от нападений из вне.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это раз нообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических и культурных отно шений, гармонично сочетающих интересы государства с конкретными и об щими интересами всех государств.

Современный уровень развития объек тивно требует объединения общих усилий государств для эффективного ре шения внутренних проблем каждого госу4дарства в отдельности и мирового сообщества в целом. Процесс интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств мы и наблюдаем в нас тоящее время. Сотрудничество предполагает взаимовыгодный подход к ин теграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, в интересах не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Для межгосударственного экономического сотрудничества характерно: международное разделение труда, кооперирование и специализация произ водства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, раз витие предметно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет ООН и ее учреждения. Эко номический и Социальный Советы ООН регулируют вопросы межгосударствен ных экономических отношений. Это прежде всего Совет по торговле и раз витию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, ко митеты по жилищным вопросам, строительству и планировке, природным ресурсам, науки и техники. Экономическое и социальное сотрудничество координирует также Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Меж дународный банк реконструкции и развития.

Экономическое сотрудничество эффективно в рамках государств территориально связанных друг с другом. Например, Европейское сообщество, цель которого - сотрудничество в экономической, политической, культурной, военной областях, постоянное повышение уровня жизни, тесные связи между народами государств сообщества. Эти государства решили устранять все ограничения в торговле между собой, ввести общий таможенный тариф в торговле с другими страна ми, не входящими в сообщество, не препятствовать свободному передвижению лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта, энергии, установить единые правила конкуренции и другие. Европейское сообщество сотрудничает и с другими государствами, не входящими в его состав. Государства-сообщества постоянно углубляют свое сотрудничест во, одобрены договоры о валютно-экономическом и политическом союзах. Планируется переход к единой валюте и единой системе обороны. Эффек тивно функционируют кредитные учреждения, которые финансируют общие социальные и экономические мероприятия. Экономическое сотрудничество осуществляется и на основе двухсторонних договоров, однако в этом слу чае оно носит ограниченный экономическими возможностями этих госу дарств характер.

В политической области сотрудничества проявляется в регулировании вопросов мира и войны. Осуществление политического сотрудничества на всех уровнях - межпарламентском, межправительственном, на уровне орга нов местного самоуправления, а также уровня развития мирового сооб щества позволяют избежать масштабных военных конфликтов. Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполни тельные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. СНГ возникшее в 1991 году стро ится на принципах экономического сотрудничества, без которого многие из бывших субъектов СССР просто не могут существовать. Ведь между ними существовали четко отлаженные экономические связи, разрыв которых не гативно сказывается на экономике всех государств, входящих в СНГ. Пе реход к более тесному сотрудничеству между ними в политической, куль турной и других областях вполне возможен. Однако этот процесс нельзя искусственно подталкивать, ставшие самостоятельными государствами быв шие республики СССР обязательно сами должны прийти к пониманию необхо димости этого.

ООН является основным международным органом координирующим полити ческие интересы современных государств. Совет Безопасности - постоянно действующий орган ООН, который занимается вопросами политического уре гулирования конфликтов, в том числе и военных. Он обладает широким кру гом полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, раз витию сотрудничества в разнообразных сферах межгосударственных отноше ний.

Кроме этого существуют и региональные международные организации такие как Лига арабских государств, Организация Африканского единства, Организация американских государств и другие, которые также содейст вуют поддержанию безопасности и политической стабильности. Большую часть вопросов политического характера государств решают дипломатичес ким путем, на основе двухсторонних и многосторонних переговоров.

Культурное и научно-техническое сотрудничество. В ООH это сотруд ничество координирует специальные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮHЕСКО), Международные агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие. Конкретные вопросы культурного и научно-техническо го сотрудничества решаются на основе двухсторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организа циями (например, Международный совет научных союзов, Международный со юз архитекторов, Международный союз студентов). В рамках этого сотруд ничества осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, конференции по научным проблемам, непосред ственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды. В рамках этого сотрудничества решаются вопросы по поддержанию нормальной экологичес кой обстановки на планете. Эта деятельность носит широкомасштабный характер и направлена на создание условий необходимых для существова ния и развития человеческой жизни. Экологическое сотрудничество про водится с помощью учреждений ООH, а также межрегиональными и межгосу дарственными органами. Для решения вопросов охраны окружающей среды используются достижения космонавтики, медицины, биологии, электроники, химии.

Международное сотрудничество основывается на нормах международ ного права, максимально учитывает интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.

Функция обороны страны. Эта функция составляет важнейшее направ ление в деятельности государства. Hа всех этапах развития государства существовала необходимость защиты от внешних агрессоров свободы, неза висимости, суверенитета и территориальной целостности государства. Войны за освобождение территории государства с точки зрения международного права считаются законными и справедливыми функциями. Оборона страны осуществляется военными, дипломатическими, политическими, эко номическими средствами. В мирное время - это подготовка страны к отра жению возможного нападения. В военное время - это прямая вооруженная борьба с противниками, в ходе которой объединяются все силы страны для достижения победы.

Большинство современных государств придерживаются оборонительной доктрины. В соответствии с ней государство создает и содержит столько сил и средств, сколько необходимо для отражения возможной агрессии. Такой подход к вопросам военного противоборства считает возможность возникновения войны, а если оборонительная доктрина будет принята все ми государствами, то войны могут стать достоянием истории.

Функция обороны страны включает в себя систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооружен ных сил как в мирное время так и в военное.

Существуют пять направлений оборонной деятельности государства исходя из той военной доктрины, которой оно придерживается:

1. Укрепление оборонной мощи страны. Обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новей шие достижения научно-технического прогресса, что позволяет произво дить все необходимое для нужд обороны. Современная экономика обеспечи вает необходимый уровень развития военной промышленности, производ ство новейших образцов техники и оружия, создание запасов стратегичес кого сырья и продовольствия, и других компонентов оборонного назна чения.

2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеготовности. Вооруженные силы государства должны быть мощны ми, мобильными, располагать современным вооружением, высокопрофессио нальными, обладать высокой боеготовностью, действовать в режиме за конности и положений международного права.

3. Охрана государственных границ. Это деятельность пограничных войск и других специальных подразделений по обеспечению пограничного режима, определяемого законодательством государства.

4. Организация гражданской обороны. Проведение государством оборони тельных мероприятий в мирное время в целях подготовки населения к воз можному нападению, обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время. Предусматривается эвакуация из населенных пунк тов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения, создание специальных защитных сооружений, проведение спасательных и восстановительных работ.

5. Военное обучение запаса вооруженных сил. Во многих странах органи зуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на военном учете. Это позволяет в случае межгосударственных конфликтов быстро по полнить вооруженные силы квалифицированными кадрами. Кроме этого орга низуется вневойсковая подготовка, проводящаяся в средних и высших учебных заведениях.

Функция обороны страны тесно связана с другими функциями государства. Hапример, с экономикой, так как эффективная экономика позволяет обеспечить вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, строить военные объекты, развивать оборонную промышленность, произво дить научные исследования в этой области. Взаимодействие с социальной функцией позволяет удовлетворить социальные нужды и потребности воен нослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечение жильем, комму нальные услуги и т.д.). Благодаря взаимодействию с функцией охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления военной дисциплины, сбережения военного имущества, охраны прав и свобод военнослужащих и их семей. Взаимодействие оборонной функции с внутренними функциями позволяет успешно решать задачи укрепления обороноспособности и обес печивать благоприятные условия для широко созидательного круга во всех сферах жизни страны.

В современных условиях особую значимость приобретет взаимодействие государств мирового сообщества в сфере оборонной политики. Оно направлено на сокращение ядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств государств бактериологического, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. Снижение уровня военного противостояния благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств, на культурном, духовном, экологическом благополучии их народов. В настоящее наметилась устойчивая тенденция гуманизации военного противоборства.

Итак, функции государства это цельная, взаимосвязанная деятельность государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при взаимодействии с другими государствами. Равноправное сотрудничество государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных людей, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Общество в современных условиях может развиваться лишь при координации сотрудничестве образующих его государств.