Подписание Боннского договора о прекращении оккупационного статуса Германии и Парижского договора о Европейском оборонительном сообществе

В Москве очевидность намерений США разрешить перевоору­жение Западной Германии и добиться ее включения в западную систему союзов не вызывали сомнений. Советское руководство про­должало считать этот путь пагубным для европейской стабильности и чреватым возобновлением германской угрозы. Кроме того, И.В.Сталин болезненно относился к присутствию в Европе амери­канских войск, считал его дестабилизирующим и стремился найти способ устранить основу для его сохранения. Поскольку формально нерешенность проблемы Германии давала основание Соединенным Штатам держать свои войска в Европе, СССР был готов пойти на уступки в германском вопросе ради устранения из западной части Германии американских контингентов.

В марте 1952 г. СССР и ГДР выдвинули совместный проект «Основ мирного договора с Германией». Этот план предусматривал прекращение оккупационного статуса обеих частей Германии, вос­становление ее единства и восстановление германского государствен­ного суверенитета в границах, определенных Потсдамской конферен-?ией (то есть с восточными границами по Одеру и Нейсе). Единая ермания получала право иметь вооруженные силы, но должна была придерживаться политики нейтралитета и невхождения в военные блоки. Это был по-своему грамотный ход, рассчитанный на общест­венное мнение Западной Германии, в котором в тот период естест­венное стремление к объединению страны временами получало пре­обладание над подогревавшимся правительством и западными дер­жавами тяготением к сотрудничеству на панъевропейской и атлан­тической основах. Идея нейтрализации Германии представлялась безоговорочно неприемлемой в Вашингтоне и отчасти в Париже. Но она казалась таковой далеко не всем немцам в ФРГ, Сильной сто­роной советского проекта было предложение отменить в Германии оккупационный режим — предложение, которое Москва официально


 

сумела огласить раньше, чем западные страны. Западные державы должны были действовать как можно скорее.

Стремясь нейтрализовать эффект советских предложений, 26 мая 1952 г. представители США, Великобритании, Франции и ФРГ подписали в Бонне общий договор об отношениях ФРГ с тремя другими западными державами. Это документ провозглашал отмену оккупационного статуса на территории западных секторов и пред­оставление ФРГ суверенитета во внешней и внутренней политике. Западная Германия при этом не могла при помощи силы или без ве­дома западных союзных держав менять свои государственные гра­ницы, заключать мирный договор с СССР и препятствовать пред­ставителям США, Британии и Франции в доступе на территорию Западного Берлина. В тексте подтверждалось право ФРГ продол­жить участие в ЕОУС. Западные державы сохраняли право держать свои войска на западногерманской территории до момента оконча­тельного мирного урегулирования вокруг Германии и восстановле­ния территориального единства страны, а Западная Германия отказы­валась от права требовать их вывода (западные державы опасались подобного варианта развития событий в случае прихода к власти в ФРГ социал-демократов).

Однако Боннский договор содержал существенную оговорку: он могу вступить в силу только в случае вступления в силу договора о создании Европейского оборонительного сообщества, подписание которого было назначено на 27 мая 1952 г. в Париже. Подписание этого договора министрами иностранных дел Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса в самом деле состоялось в назначенный срок. Парижский договор регламентировал порядок и условия формиро­вания единой европейской армии. Смысл соглашения состоял в том, что Федеративной Республике отныне официально разрешалось иметь собственные вооруженные силы (бундесвер). Однако германские войсковые контингенты должны были поступать непосредственно под командование руководящих органов Европейского оборонитель­ного сообщества. Иными словами, германским офицерам предстояло служить под командованием не обязательно германских генералов. Франция рассчитывала занять ключевое положение в командовании ЕОС. Таким образом, Западная Германия получала собственную армию, но не получала права ей самостоятельно командовать.

Соглашение предусматривало тесное взаимодействие ЕОС с НАТО. Фактически единая европейская армия, в случае ее созда­ния, должна была оказаться под контролем командования НАТО точно так же, как под его контролем в декабре 1950 г. оказалось во­енное сотрудничество западноевропейских стран по линии Западно­го союза. Управляющие структуры ЕОС предполагалось выстроить по аналогии с руководящими органами ЕОУС. Теперь Боннский и Парижский договоры предстояло ратифицировать.

Советский Союз выступил с резкой критикой обоих договоров 1952 г. Французское правительство, с полным основанием предвидя трудности с их ратификацией в национальном собрании из-за оппо­зиции как голлистов, так и левых партий, опасалось излишне раз­дражать Москву и стремилось убедить советское руководство в том, что боннские и парижские соглашения направлены на ограничение перевооружения Западной Германии и установление над ней не­стандартных форм международного контроля. Не располагая в на­циональном собрании большинством, французское правительство откладывало постановку соглашений на ратификацию. Неблагопри­ятный для Франции ход войны в Индокитае, где не удавалось на­нести поражение коммунистам Хо Ши Мина, делал французский депутатский корпус чувствительным к вопросам безопасности. Воен­ное поражение, которое грозило Франции во Вьетнаме, в сочетании с антиправительственной агитацией правых и левых в национальном собрании против перевооружения Германии даже в рамках Европей­ского оборонительного сообщества могли составить потенциал поли­тического взрыва, которого боялись как французские правительст­венные круги, так и западные союзники Франции.

В международных отношениях воцарилась непродолжительная пауза. Администрация Г.Трумэна сосредоточилась на подготовке к не обещавшей быть для нее легкой избирательной кампании ноября 1952 г. Ей требовалось добиться от конгресса ратификации между­народных договоров, подписанных в 1951—1952 гг. Новых риско­ванных инициатив во внешней политике Г.Трумэн не желал. Но осто­рожность не спасла демократов. На президентских выборах побе­дила республиканская партия. Новым президентом в ноябре 1952 г. был избран Д.Эйзенхауэр. Ему предстояло вступить в должность в ян­варе 1953 г. Международная система была накануне крупных перемен.