Подход США в послевоенной ситуации был иным.

Главный подход СССР после войны

В 1945-1946 гг.

Проблемы послевоенного урегулирования и политического размежевания

Итоги Второй мировой войны

 

Итак, 2 сентября 1945 г. завершилась Вторая мировая война

Послевоенный миропорядок принято называть ялтинско-потсдамским — по местам проведения всего двух важнейших между­народных конференций 40-х годов

Но фактическое международное устройство мира складывалась не на два и четырех конференциях:

1. Бреттон-Вудс (США) - июль 1944 г.,- заложены основы международного сотрудничества в регулирова­нии послевоенной мировой экономики.

2. Ялта (СССР)- фев­раль 1945 г.- согласовывались общие подходы СССР, США и Великобритании к будущим переговорам о политическом пере­устройстве в Европе.

3. Сан-Франциско (США) - апрель-июнь 1945 г.- обсужден и принят Устав ООН как глав­ный и универсальный инструмент регулирования международ­ных отношений.

4. Потсдам (Германия) июль-август 1945 г. - три главные страны-участницы антигитлеровской коалиции конкретизировали принципы прове­дения политики в отношении поверженного агрессора и намети­ли конкретные шаги по переустройству европейского порядка.

 

 

 

Советское руководство в годы войны, как никогда прежде, ощутило размеры потенциальной опасности с Запада в условиях враждебного внешнего окружения.

Сталин был одержим идеей соорудить в Восточной Европе передовой бастион военного присутствия СССР,_который был бы способен служить предупреж­дению стратегической опасности,

Т.О. из страха перед повторением сце­нария нападения с запада в_Москве_родилась идея улучшения геополитических позиций СССР за счет Германии и превращения восточноевропейских стран в охраняемую зону безопасности СССР, т.е. создать «санитарный кордон наоборот», который бы оборонял не Европу от коммунистического влияния Москвы, а Советский Союз — от по­вторных наступлений из Европы.

Интерес СССР к послевоенному мироустройству концентрировался прежде всего в сфере военно-по­литических решений.

 

 

 

1 вывод они делали из опыта войны

Ход военных операций 1941—1945 гг. убедил американцев в том, что ключевое значение для глобальной стратегии США в ближайшие десятилетия будут иметь военно- воздушные силы, благодаря превосходству в которых была выиграна война против Японии.

Ставилась задача обеспечить условия для приобретения Соединенными Штатами:

1. обширной сети баз за пределами американской территории, которые могли гарантировать контроль над линиями международных коммуникаций

 

для обеспечения военного транзита в непред­виденных ситуациях,

2. права пролета военных самолетов в мирное время над территориями иностранных государств в важней­ших стратегических зонах.

Наиболее важными США считали базы на Филиппинах, архипелаге Бонин (Япония), острове Ньюфаундленд (Канада), в Исландии, на Азорских островах (Португалия), а также в зонах Карибского моря и Панамского канала.

Условная линия комму­никаций, вдоль которой должны были иметь право беспрепятственно летать американские самолеты, проходила через Северную Африку, Ближний Восток, Индию и Юго-Восточную Азию, включая города Касабланка, Алжир, Триполи, Каир, Дахран (Саудовская Аравия), Карачи, Дели, Калькутта, Рангун (Янгон), Бангкок, Сайгон и Манила.

2 вывод они делали из межвоенной ситуации

США стали уделять внимание фундаментальным мирохозяйственным вопросам.

Они исхо­дили из необходимости устранить из международных отношений сами причины появления агрессивности тех или иных стран.

Они полагали, что война в Европе имела экономические корни.

Что они имели ввиду:

1. Война была обусловлена разорением Германии после Первой мировой войны и

2. невозможность хозяйственного восстановления Европы в межвоенный период в результате:

А) экономического раскола,

Б) торговых войн,

В) замкнутости страновых рынков,

Г) эгоизма национальных финансовых элит, их нежелания и неумения договариваться между собой в инте­ресах стабилизации мировой экономики.

Выделим важный аспект

Последствия мирового кризиса 1929—1933 гг. в США были преодолены при помощи государственного вмешательства.

 

Исходя из этого, США были уве­ренны в том, что стабилизация мирового хозяйства в целом тоже может быть достигнута с помощью общемировых координирующих механизмов.

 

Эти два важных аспекта должны были:

Во-1, обеспечить целостность послевоенного мира,

Во-2, обеспечить глобаль­ный порядок,

И все это вместе взятое будет способствовать избавлению мира от кризисов и войн.

 

 

Но международная обстановка в Европе и мире не благоприятство­вала этому.

Для послевоенной ситуации были характерны три глав­ные черты:

1) вызванные войной разрушения и экономические трудности,

2) разочарование избирателей в правых и центристских политических партиях и рост левых настроений,

3) неустойчивость внешнеполитических ориентации отдельных государств и прави­тельств на фоне существования двух центров политического притя­жения — Советского Союза и США.