Определение, задачи, принципы организации и ведения гражданской обороны.

ТЕМА № 2 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

Управление ВСМК в ходе ликвидации последствий ЧС

Для облегчения управления в ЧС заблаговременно разрабатываются комплекты формализованных документов. В зависимости от обстановки сложившейся в ЧС возможны два варианта в управлении ВСМК:

1. Если при ЧС имеются небольшие санитарные потери и существуют относительно благоприятные условия медико-санитарного обеспечения. В этой ситуации управление силами, участвующими в ликвидации ЧС обеспечивается системой управления, действующей в режиме повседневной деятельности.

2. Если возникают крупномасштабные ЧС и для ликвидации их привлекаются значительные силы различных министерств и ведомств. В этих случаях необходимо создавать специальные системы управления, тесно взаимодействующие с органами управления, силами и средствами РСЧС участвующих в ликвидации ЧС. Создается система вспомогательных пунктов управления. Для этого в пункты управления РСЧС направляются оперативные группы штабов СМК. Пункты управления создаются и в формированиях, учреждениях ВСМК участвующие в ликвидации последствий ЧС.

Федеральный закон № 28 – 1998 года «О гражданской обороне» определяет ГО, каксистему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или, вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий ЧС техногенного и природного характера.

Организация и ведение ГО, в соответствии с законом, являются одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона в РФ организуется по следующим принципам:

1. Принцип государственного характера ГО: закреплен соответствующими законами и постановлениями Правительства РФ.

2. Принцип всеобщей обязанности: в соответствии с Конституцией ГО является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ.

3. Территориально-производственный принцип:территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов согласно административному делению РФ. Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, предприятии (объекте).

4. Принцип дифференцированного подхода к организации ГО: ГО организуется с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, организаций в экономическом, политическом и военном отношении. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1149 – 1998 г. «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» в зависимости от оборонного, экономического значения, численности населения, нахождения на их территории организаций, отнесенных к категориям по ГО, устанавливают следующие группы городов:

Категория Критерии
Особой важности Города Москва, Санкт-Петербург
Первая А) население 1 млн. человек и более; Б) население от 500 тыс до 1 млн человек и на территории не менее 3 организаций особой важности по ГО или более 50-ти 1-й, 2-й категории В) 50% населения либо территории попадает в зону опасного химического или радиационного заражения или катастрофического затопления
Вторая А) население 0,5 – 1 млн. человек; Б) население от 0,25 до 0,5 млн. человек и на территории не менее 2 организаций особой важности либо более 20-ти организаций 1-й, 2-й категории В) более 30% населения попадает в зону опасного химического или радиационного заражения или катастрофического затопления
Третья А) население 0,25 – 0,5 млн. человек; Б) население от 50 до 250 тысяч человек и на территории 1 организация особой важности по ГО либо более 2-х 1-й, 2-й категории В) закрытые административно-территориальные образования

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно, в угрожаемый период, характеризуемый:

1. нарастанием угрозы агрессии потенциального противника;

2. возникновением вооруженных конфликтов;

3. началом военных действий и войны в целом.

В зависимости от обстановки ГО может переводиться на военное положение на всей территории РФ или в отдельных ее местностях.

Перевод ГО с мирного на военное положение состоит в последовательном наращивании мероприятий и возможностей ГО по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью:

1. приводятся в готовность органы управления и силы ГО,

2. развертываются системы защиты населения,

3. осуществляется ускоренная подготовка к ведению АСДНР в возможных очагах поражения.

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных её местностях начинается с момента:

- объявления состояния войны,

- фактического начала военных действий,

- с введением Президентом РФ военного положения.

Ведение ГО заключается:

- в практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- в первоочередном обеспечении населения, пострадавшего при ведении военных действий;

- в обеспечении действий сил и мероприятий ГО;

- в восстановлении и поддержании порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие них.

В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные силы – защиту тыла страны, снижения людских и материаль­ных потерь.

Необходимо отметить, что ГО нацелена на защиту в тылу ВС в первую очередь моб. ресурсов и производственных мощностей. Если ГО не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и ВС будут заведомо обречены на поражение.