Марта 2008 года

Преподавание истории

Лекция № 3

Мы с вами остановились на сравнении линейной и концентрической системы, построении школьных курсов по истории. Я говорил, что есть свои плюсы и минусы в каждой системе. Я вам объяснил, в чем состояли причины перехода от линейной к концентрической системе в зависимости от обязательности обучения. 8-10 летние обучение, и исходя из этого как раз определенная система преподавания.

Что касается положительных моментов линейной структуры изложения исторических знаний. Сначала положительные моменты.

В том, что она последовательно раскрывает основные ступени развития общества, от его предыстории до современности. Школьники из года в год постепенно проходят определенные периоды истории. Эти периоды у них не путаются, потому что каждый период следует один за другим.

Линейная система позволяет обстоятельно объяснять причинно-следственные связи, сопоставлять отдельные факты, прослеживать закономерности.

Третий положительный момент в том, что происходит экономия учебного времени, то есть два раза не повторяется все.

Четвертый позитивный момент линейной структуры, это возможность сравнивать особенности развития стран и регионов.

Что касается отрицательных моментов. Они уравновешивают положительные моменты.

Первый отрицательный момент, что изучение ранних периодов приходятся на 5-8 классы, следовательно происходит упрощение, адаптация материала к возрасту 10-13 летних подростков. История древнего общества, древний человек, материал адаптируется соответственно. Все этапы развития человека вам никто не будет рассказывать. Скажем, школьникам никто не будет рассказывать в 6 классе. То же самое история средних веков, тоже гораздо проще излагается, чем должно быть. Поэтому упрощается материал древнего мира, средних веков. Это первый негативный момент.

Второй негативный момент, это то, что невозможно вернуться к этому материалу в рамках старших классов, и как-то более сложно рассмотреть материал. Потому что он один раз уже пройден и к нему не возвращаются. Поэтому в старших классах забывается то, что было пройдено в ранних классах. Возникает белое пятно, стирается в памяти, если не повторять.

Третийнегативный момент, когда изучаются в такой последовательности события, и довольно быстро, то можно сказать, что происходит такой эффект, который автор учебника по средним векам Донской называл «галопом по Европам». Вот что он описал в этом случае: «Ученик, словно из окна мчащегося без остановок курьерского поезда наблюдает мелькающие перед его взором верстовые столбы, отмеряющие время веков, и даже тысячелетий, проносящиеся перед ним отдельные деревушки и постройки, события жизни народов, факты их истории. Результат такого скоростного движения известен. Школьники не успевают ни понять смысла, ни запомнить факты, не пережить историю эмоционально”. Вот такое сравнение с поездом. Так ли это на самом деле трудно сказать, но негативный моменты есть, забывается пройденное в ранних классах.

Четвертый отрицательный момент, что выпуск учеников из средней школы происходит без знания новейшей истории отечества. Имеется в виду до 9 класса, 10-11 это старшие классы. Выпуск учеников из средней школы происходит без знаний новейшей истории отечества, но с обширными знаниями по древней и средневековой истории зарубежных стран. Потому что они новейшую историю проходят при линейной системе в 10-11 классах.

Пятый негативный момент, что происходит раздельное и асинхронное преподавание всеобщей и отечественной истории. Я уже сказал, что иногда не по полугодиям изучается при линейной системе, а например в 7 классе история отечества, в 8 классе новая история зарубежных стран, а в результате они не всегда стыкуются эти временные отрезки, и трудно сопоставить с тем, что было в прошлом году и что сейчас. В связи с этим довольно большой негативный момент.

Далее еще один негативный момент, как отмечают, построение отечественной и всеобщей истории исключительно по информационному принципу. Но на самом деле, это не такой уж отрицательный момент, потому что этот информационный принцип, он давно был выдвинут в качестве основной марксистко-ленинской концепции. Тем не менее, этот принцип позволяет сравнивать схожие ступени развития у различных народов и стран. Он облегчает усвоение исторического материала, и более удобен, не говоря о том, что он полностью сейчас не снят, этот информационный принцип. В него внесены ряд уточнений, сейчас уже говорят феодальный строй, капиталистический строй, поэтому не надо считать, что это такой же отрицательный момент. Тем более, что новый подход, так называемый цивилизационный, он не совсем разработан и продуман до сих пор остается. Как сравнивать, по какому принципу, по сути дела, если его взять в руки, он начинает разваливаться как каша. Т.е. четко не сформулировано, поэтому кажется, что старый подход лучше нового.

В 1993 году произошел переход от линейно-концентрической системы в школе, которая сейчас является основной в связи с обязательным 9 летним обучением и с необходимостью изучать целостную систему знаний в несколько этапов.

Теперь что касается положительных сторон концентрической системы. У концентрической системы, как у линейной, есть свои положительные и отрицательные моменты.