Политическое устройство

В конце XVIII в. и вплоть до окончательного покорения ады­гов их страна была разделена на отдельные самостоятельные политические образования. У "аристократических племен" фак­тическая власть находилась в руках князей, являвшихся верхов­ными владетелями земель. Они определяли решения народных собраний.Что касается "демократических племен" шапсугов, натухай-цев, абадзехов и убыхов, то у них большое значение имели на­родные собрания, на которых решались важнейшие вопросы общественно-политической жизни сограждан. К работе таких собраний привлекались только свободные члены общин мужс­кого пола. Крепостные, рабы, женщины, а также гоноши, не достигшие зрелого возраста, к обсуждению вопросов на этих сборах не допускались.

В начале XIX в., как, впрочем, и ранее, предпринимались попытки объединения адыгов в единое политическое образова­ние. Но безуспешно. В 1822 г. на одном из таких межплемен­ных собраний было принято решение ввести суд шариата, одна­ко практического значения это решение не получило. В своих корыстных целях предпринимали попытки объединения адыгов представители иностранной агентуры на Северо-Западном Кав­казе, рассчитывая таким путем создать антирусский фронт борьбы на Кавказе. Так, в 1827 г. посланник османского султана Га-сан-паша требовал на съезде адыгских князей, дворян и стар­шин объединиться для борьбы с "неверными". Английские агенты Давид Уркварт, Белл, Лонгворт и Найт также пытались создать "правительство" под непосредственным покровительством Бри­танской империи. При этом непрошеные радетели горских ин­тересов и строительства адыгской государственности стремились прежде всего к осуществлению своих имперских вожделений: ослабить позиции России на Северо-Западном Кавказе и в пер­спективе установления своего владычества или, в крайнем слу­чае, - влияния.

С 1848 по 1859 г. под флагом мюридизма пытался создать военно-теократическую диктатуру посланец Шамиля наиб Му-хамед Амин. Он реорганизовал внутреннее устройство ряда адыг­ских племен, разделив их на общины по 100 дворов в каждой во главе со старшинами. Он учредил четыре округа, ставшие цент­рами управления на местах. В каждом таком управлении, име­новавшемся "мехкеме", имелись мечеть, судилище, духовное учи­лище, яма для содержания заключенных, магазин и конюшня. В качестве руководителя мехкеме выступал муфтий (муфтий - выс­шее духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам), стоявший од­новременно во главе Совета из трех кадиев (судей, ведших судо­производство на основе шариата). Они осуществляли исполни-тельную власть в округе, используя в случае необходимости во­оруженную стражу из муртазеков. Для обсуждения наиболее важ­ных дел наиб учредил "Тайный Совет", в котором заседали 12 старшин из некоторых адыгских племен.

Генерал Н.И.Евдокимов, командовавший русскими войсками на Северо-Западном Кавказе па завершающем этапе Кавказс­кой войны, считал Мухамеда-Амина не создателем некоего по­добия государственного образования у горцев Закубанья, а всего лишь посредником между враждующими племенами. "Постоян­ные споры и несогласия, возникающие между первенствующи­ми фамилиями в крае, - писал он, - а также не только что между отдельными обществами, но даже аулами, держат все гор­ское население в тревожном положении от самоуправства неко­торых лиц и необузданного произвола сильного. При таком со­стоянии горских обществ весьма понятно, что необходимость указывала им неоднократно иметь посредника в своих распрях, и не находя такого лица в среде своей или, лучше сказать, не доверяя своим соотечественникам, как заинтересованным в деле, они рады были остановить свой выбор на каком-нибудь при­шельце, который почему-либо мог обратить на себя внимание народа".

В 1861 г. в долине р.Сочи абадзехами, убыхами и шапсугами был создан совет "Меджлис вольности черкесской" , главной целью которого являлась организация успешного сопротивле­ния русским войскам под командованием генерала Н.И.Евдоки­мова. Как считают некоторые историки, этот орган представлял собой государственное образование адыгов. Но данное мнение оспаривается другими исследователями, считающими его "бута­форским" (М.В.Покровский).

Судя по фактам конкретной истории адыгейского общества, оно уже было разделено на классы с ясно видимыми противоре­чиями. Однако верхушка адыгейских племен осуществляла свое господство в обществе без создания соответствующих государ­ственных механизмов. Попытка формирования на завершающей стадии Кавказской войны социально-политических институтов в виде "Меджлиса", общих вооруженных отрядов, налогов, при­митивных тюрем и пр. являлась не чем иным, как военно-поли­тическим союзом, призванным оказать более или менее органи­зованное сопротивление колониальным войскам императорской России. При этом надо иметь в виду, что для прочного функци-онирования государственных институтов мало одних пожела­ний и заявлений, необходимо было на практике осуществлять объявленные цели. Однако до их практической реализации в обществе, раздираемом внутренними противоречиями, была ог­ромная дистанция, часто непреодолимая, особенно в части, ка­сающейся объединения и сбора налогов.

О возникновении "Меджлиса вольности черкесской" были из­вещены Турция, Россия, Англия и Франция. В его состав входи­ло 15 человек во главе с Хаджи Керендук Берзеком. В числе лидеров были Карабатыр Заноко (сын известного адыгского де­ятеля Сефер-бея), Измаил-Баракай-ипа Дзиаш, Биш-Хасан-эфеп-ди, Ибрагим-ага и др. "Великое и свободное заседание" - второе название совета - разделило подвластную ему территорию на 12 округов, создало аппарат управления, ввело налоги, обязало каж­дые 100 дворов выставлять по пять всадников для создания по­стоянного войска. Для "Меджлиса" были выстроены здания суда, молельни и кунацкие. В отличие от имамата Шамиля, "Медж­лис" не носил теократического характера, его главная цель -организация обороны и борьбы с русскими войсками. Тем не менее, "Меджлис вольности черкесской" обнародовал призыв к "священной войне" и отправил к абадзехам, на территории ко­торых уже находились российские войска, вспомогательные силы в составе пяти тысяч отборных убыхских воинов. Совет пред­принял ряд дипломатических мер с целью облегчить свое поло­жение в неравной борьбе с Россией: в 1862 г. отправил в Стам­бул, Париж и Лондон посольство с просьбой о помощи. Во главе него находился Измаил-Баракай-ипа Дзиаш, В сентябре 1861 г. Александр II встретился с представителями адыгов и убыхов во время своего пребывания в Закубанье. Последние изъя­вили намерение перейти в русское подданство, но с условием оставления их в старых местах жительства (в горах). Но импе­ратор, осведомленный о том, что до сих пор объявлявшиеся разными адыгскими племенами заявления о покорности ими не выполнялись, занял жесткую позицию и настаивал на переселе­нии адыгов на равнины Кубани или, в случае несогласия, в Турцию. Деятельность "Меджлиса" в 1862-1863 гг. исследована недостаточно.