Теодор ВИЗЕНГРУНД-АДОРНО (1903-1969)

Герберт МАРКУЗЕ (1898-1979)

Макс Хоркхаймер (1895-1973) - директор Франкфуртского института социальных исследований, один из основателей франкфуртской школы неомарксизма.

Сформулировал ряд требований «критической теории», противостоящих «традиционной теории»:

- 12 -

Любая деятельность ограничена – это лишь часть целостного исторического «праксиса» (термин Лукача).

Предмет социальных наук определяется через праксис-систему взаимодействия общества и природы.

Познающий человек – всегда «общественный человек».

Познаваемый предмет – всегда продукт деятельности «общественного субъекта».

По Хоркхаймеру, общество представляет собой тождество субъекта и объекта. Их разрыв является следствием капиталистического отчуждения.

Развивает идею сумасшествия западного буржуазного разума. Повреждение разума усматривается в противостоянии природе, в гипертрофированной воли к власти, подавляющей «природные основания» в человеке и его окружении.

Пик популярности его идей – 60-70-е гг. ХХ столетия.

- 13 -

Во время второй МВ, проживая в США, работал в информационных органах американской разведки, занимался антисоветсткой пропагандой. В 50-е гг. был сотрудником Русского центра Колумбийского университета и Русского центра Гарвардского университета. Был известен как эксперт по «советскому марксизму». Объединил ранние работы Маркса, философию Гегеля и философию нем.экзистенциализма.

Основные труды: «Одномерный человек», 1964; «Конец утопии», 1967, «Эссе об освобождении», 1969.

В 30-50-е гг., объединив диалектику и теорию политэкономии, предлагает свою фрейдо-марксистскую версию «критической теории общества»:

Современные общества – индустриальные или позднекапиталистические.

Общество и его члены «одномерны», ограничены социокультурными рамками, авторитаризмом и репрессивным мышлением.

Преодолеть это «насилие» возможно путем революции, движущей силой которой должны стать люмпены, молодежь и нацменьшинства.

- 14 -

Начинал свою деятельность как авангардистский музыкальный критик, социолог музыки. Перенес представления Маркса о товарном фетишизме на восприятие слушателями музыки.

В совместной работе с М.Хокхаймером «Диалектика просвещения» (1947) рассматривал историю как неудавшуюся цивилизацию, пришедшую к противостоянию природе, к утрате свободы и фашизоидному капитализму.

В книге «Негативная диалектика» (1966) формулирует тезисы новой методологии социальных наук:

Деонтологизация диалектики – ее применение к человеческой деятельности.

Отказ от отчужденных понятий традиционной диалектики и рыночно обусловленной рациональности.

Абсолютизация принципа негативности - критических оснований диалектики.

Отрицание требования системности: целое не является истинным. Истинно – грядущее иное, которое может быть осмыслено в сюрреалистических фантазиях или средствами негативной диалектики.

- 15 -