УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ

Переход к инвестиционно-инновационной модели экономического роста национальной экономики вообще и регионов в частности должны направлять и обеспечить система государственного управления, продуктом которой являются принятия своевременных, компетентных и системных решений, которые будут поддерживать и будут стимулировать инновационную деятельность.

Принятие решений невозможное без информационно-аналитического обеспечения.

Система информационно-аналитического обеспечения — совокупность баз и банков данных деловой информации, технологий их ведения и использования, телекоммуникационных систем и сетей, которые функционируют на основе единых принципов и общих правил, которые содействуют развитию предпринимательства и социально-экономических систем.

В Украине единая система информационно-аналитического обеспечения реализации государственной инновационной политики и мониторинга инновационного развития отсутствует, а функционируют лишь ее разрозненные источники:

— статистическая информация об инновационной активности промышленных предприятий. Из 2006 г. Госкомстат фиксирует инновации в Украине с целью перехода национальной статистики на международные стандарты из расширения перечня видов деятельности, которые обследуются, привлечение малых предприятий к кругу единиц, которые отчитываются;

— информация об инновационной деятельности (отраслевую и региональную, государственные конкурсы в сфере инноваций, деятельность технологических парков, международное сотрудничество, соответствующие базы данных и т.п.);

— конкурсы в сфере инноваций, информационное обеспечение и сопровождения инновационной деятельности, выставочная деятельность, обмен опытом, собирание и представление инновационных и изобретательских предложений и т.п.

Ненадлежащее информационно-аналитическое обеспечение инновационной политики и малоэффективное управление ее процессами вызвано такими факторами:

а) ведомственное распределение компетенции относительно принятия стратегических управленческих решений;

б) бессистемность и ненадлежащая обоснованность государственной инновационной политики;

в) отсутствие взаимосвязи между этапами определения задач и обеспечение их выполнение ресурсами;

г) фрагментарность вопросов, которые регулируются действующей системой государственного управления в инновационной сфере;

ґ) отсутствие мониторинга действенности законодательства, эффективности соответствующих механизмов его реализации, оценки принятых на государственном уровне решений в сфере инновационной деятельности;

д) мониторинг инновационной активности субъектов хозяйствования;

е) невозможность сравнения отечественной инновационной деятельности с заграничной через отличие подходов и стандартов статистического учета;

є) отсутствие эффективной обратной связи относительно следствий принятых управленческих решений;

ж) низкий уровень информационного сопровождения инновационных процессов.

Итак, использование информации как стратегического ресурса государственного управления инновационным развитием нуждается в создании общенациональной системы поиска, собирание, накопление, аналитического обработки и хранения, распространение и предоставления информации в сфере научно-технологического и инновационного развития. Создание такой системы нуждается в государственной поддержке, координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Система информационно-аналитического обеспечения инновационной политики и мониторинга инновационного развития должна обеспечить комплексное наблюдение, собирание, обработку, передача, хранение и анализ информации о состоянии и перспективы инновационного развития экономики, разработка научно обоснованных рекомендаций относительно принятия управленческих решений по вопросам инновационной деятельности, в частности:

— собирание данных, систематизацию, возведение и анализ полученных материалов, формирование базы данных, в частности по вопросам законодательства;

— мониторинг инновационной деятельности;

— прогнозирование, анализ и экспертизу инновационной деятельности на основе информации относительно развития мировой науки и техники, адаптацию результатов прогнозов к отечественным возможностям и нуждам с учетом интеграции хозяйственного комплекса в мировую экономику;

— проводка маркетинговых и конъюнктурных исследований современных тенденций развития внутреннего и внешнего рынков;

— изучение состояния национальной экономики и сфер производства;

— подготовку аналитической информации с обоснованием и рекомендациями относительно выбора приоритетов инновационной политики;

— создание банка данных инновационной инфраструктуры и инновационных проектов;

— обнародование результатов исследований, перспективных отечественных разработок с целью привлечения потенциальных инвесторов и потребителей;

— анализ эффективности применения инструментов государственной поддержки и стимулирование инновационной и научно-технической деятельности;

— усовершенствование мониторинга состояния инновационного развития национальной экономики, оптимизацию системы государственной статистической отчетности в сфере инновационной деятельности и ее адаптацию к стандартам ЕС.

Существующие системы обеспечивают очень узкое направление наблюдения инновационной деятельности (промышленные предприятия, технологические парки), адаптация мониторингов нуждается в универсализации. Однако это приведет к осложнению их структуры и не решит проблем, связанных с комплексностью, согласованностью и адекватностью получаемой информации, подготовкой на ее основе обоснованных предложений для принятия управленческих решений. Итак, создание информационно-аналитической системы на основе отдельной информационной базы с использованием информации других информационно-аналитических систем, ее интеграция с другими системами, является наиболее оптимальным вариантом.