Самодеятельный театр 1950-х – 1980-х гг.
А. Любительский театр в 1960-е – 1970-е гг.
1) Развитие «народного» театра:
- Хрущевский курс на построение коммунизма, для которого будет характерен невиданный расцвет культуры, в т.ч. самодеятельного творчества.
- XII съезд ВЦСПС (1959) совместно с Министерством культуры принял решение присваивать лучшим свмодеятельным коллективам звания «народный театр».
- Созданиен универсального нормативного документа «Положение о народных театрах».
- Открытие отделений по подготовке режиссеров народных театров (1959) в МГБИ и училище им. Щукина при театре Вахтангова.
- Формирование бюджетов «народных театров» по тарифным ставкам и правилам профессионального театра.
- Эйфория по поводу будущего «народного театра» (статья М. Шагинян в «Огоньке», 1960, № 25)
- Постепенная инфляция статуса.
Б. Молодежный театр 1960-х – 1970-х гг.
1) «Оттепель» и рождение нового мироощущения в молодежной среде.
(Студенческий театр МГУ (1958), руководитель Р. Быков, Студенческий театр Омского сельскохозяйственного института, Пермский театр молодежи (1957)).
2) Особенности молодежных театров 1960-х гг.
- Формирование снизу, по инициативе творческой молодежи.
- Декларация связи с отечественной театральной традицией.
- Студийность как форма коллективного творчества.
- Подозрительность и преследования со стороны властей (вплоть до уничтожения декораций и роспуска).
3) Расцвет в 1970-е гг. (в т.ч. челябинский «Манекен»)
- Распространение новых молодежных объединений.
- Формирование движений молодежных театров (фестивали 1970-х – начала 1980-х гг.).
- Драматичная двойственность положения молодежных театров: творческая жизнь и зависимость от государственной помощи.
- Снижение популярности в 1980-е гг.
- Муниципализация молодежных театров в 1990-е гг. под влиянием экономических реформ.
В. Театры-студии 1980-х – начала 1990-х гг.
1) Характерные черты:
- обширный репертуар (до 10 и более наименований)
- уровень выше стандартов «народного театра».
- сознательное дистанцирование от клубной самодеятельности.
- сокращение разрыва «любитель-профессионал».
- самостоятельные контакты с зарубежными коллективами.
2) Влияние перестройки:
- Первый съезд СТД России.
- Возрождение студийного движения (Молодежный театр-студия на Красной пресне, театральная студия МХТИ на Чехова,8, Тетр-студия на Юго-Западе и др.).
- Решение исполкома Моссовета об эксперименте «Театр-студия на коллективном подряде» их экспериментального объединения «ЭХО». Через два года перешли в статус муниципальных.
Г. Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ)
1) Влияние «оттепели»:
- Ощущение смеха как явления, увеличивающего пространство выбора (позволявшего «зависать» между верноподданничеством и инакомыслием.
- Государственная политика «народного театра».
- Появление новой генерации самодеятельных эстрадных авторов и исполнителей (М. Жванецкий, В. Ильченко, Р. Карцев, Э. Успенский, М. Розовский, С. Фарада, А. Филиппенко, А. Арканов и др.)
2) Расцвет СТЭМов – 1960-е гг.
- Эстрадный театр МГУ «Наш дом» (1958 – 1970) под руководством М. Розовского к середине 1960-х – образец, на который равняются.
- Большинство СТЭМов – упрощение задачи за счет многожанровости (свои оркестры, ВИА, пантомимическими группами).
- «Перестройка» сделала излишним эзопов язык и тем самым подточила советскую эстраду.
Д. Агитационно-художественные бригады
1) Причины возрождения агитбригад в начале 1960-х гг.
- реабилитация агиттеатра 1920-х гг. (агитбригады как наследники «Синей блузы»)
- Определение Хрущевым места юмора в государственной жизни (Воронеж, 1961).
2) Жанровые приемы:
- перетекстовки
- песни и хореография (в национальных агитбригадах).
- кинолюбительские материалы.
3) Недостатки:
- Более яркие репрезентации отрицательного, чем положительного.
- Менторский тон.
- Тяга к «приватизации» официального мира.
4) Трансформация в 1980-е гг. в авторские эстрадные театры, экспресс-театры.