Самодеятельный театр 1950-х – 1980-х гг.

А. Любительский театр в 1960-е – 1970-е гг.

1) Развитие «народного» театра:

- Хрущевский курс на построение коммунизма, для которого будет характерен невиданный расцвет культуры, в т.ч. самодеятельного творчества.

- XII съезд ВЦСПС (1959) совместно с Министерством культуры принял решение присваивать лучшим свмодеятельным коллективам звания «народный театр».

- Созданиен универсального нормативного документа «Положение о народных театрах».

- Открытие отделений по подготовке режиссеров народных театров (1959) в МГБИ и училище им. Щукина при театре Вахтангова.

- Формирование бюджетов «народных театров» по тарифным ставкам и правилам профессионального театра.

- Эйфория по поводу будущего «народного театра» (статья М. Шагинян в «Огоньке», 1960, № 25)

- Постепенная инфляция статуса.

 

Б. Молодежный театр 1960-х – 1970-х гг.

1) «Оттепель» и рождение нового мироощущения в молодежной среде.

(Студенческий театр МГУ (1958), руководитель Р. Быков, Студенческий театр Омского сельскохозяйственного института, Пермский театр молодежи (1957)).

2) Особенности молодежных театров 1960-х гг.

- Формирование снизу, по инициативе творческой молодежи.

- Декларация связи с отечественной театральной традицией.

- Студийность как форма коллективного творчества.

- Подозрительность и преследования со стороны властей (вплоть до уничтожения декораций и роспуска).

3) Расцвет в 1970-е гг. (в т.ч. челябинский «Манекен»)

- Распространение новых молодежных объединений.

- Формирование движений молодежных театров (фестивали 1970-х – начала 1980-х гг.).

- Драматичная двойственность положения молодежных театров: творческая жизнь и зависимость от государственной помощи.

- Снижение популярности в 1980-е гг.

- Муниципализация молодежных театров в 1990-е гг. под влиянием экономических реформ.

 

В. Театры-студии 1980-х – начала 1990-х гг.

1) Характерные черты:

- обширный репертуар (до 10 и более наименований)

- уровень выше стандартов «народного театра».

- сознательное дистанцирование от клубной самодеятельности.

- сокращение разрыва «любитель-профессионал».

- самостоятельные контакты с зарубежными коллективами.

2) Влияние перестройки:

- Первый съезд СТД России.

- Возрождение студийного движения (Молодежный театр-студия на Красной пресне, театральная студия МХТИ на Чехова,8, Тетр-студия на Юго-Западе и др.).

- Решение исполкома Моссовета об эксперименте «Театр-студия на коллективном подряде» их экспериментального объединения «ЭХО». Через два года перешли в статус муниципальных.

 

Г. Студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ)

1) Влияние «оттепели»:

- Ощущение смеха как явления, увеличивающего пространство выбора (позволявшего «зависать» между верноподданничеством и инакомыслием.

- Государственная политика «народного театра».

- Появление новой генерации самодеятельных эстрадных авторов и исполнителей (М. Жванецкий, В. Ильченко, Р. Карцев, Э. Успенский, М. Розовский, С. Фарада, А. Филиппенко, А. Арканов и др.)

2) Расцвет СТЭМов – 1960-е гг.

- Эстрадный театр МГУ «Наш дом» (1958 – 1970) под руководством М. Розовского к середине 1960-х – образец, на который равняются.

- Большинство СТЭМов – упрощение задачи за счет многожанровости (свои оркестры, ВИА, пантомимическими группами).

- «Перестройка» сделала излишним эзопов язык и тем самым подточила советскую эстраду.

 

Д. Агитационно-художественные бригады

1) Причины возрождения агитбригад в начале 1960-х гг.

- реабилитация агиттеатра 1920-х гг. (агитбригады как наследники «Синей блузы»)

- Определение Хрущевым места юмора в государственной жизни (Воронеж, 1961).

2) Жанровые приемы:

- перетекстовки

- песни и хореография (в национальных агитбригадах).

- кинолюбительские материалы.

3) Недостатки:

- Более яркие репрезентации отрицательного, чем положительного.

- Менторский тон.

- Тяга к «приватизации» официального мира.

4) Трансформация в 1980-е гг. в авторские эстрадные театры, экспресс-театры.