Автоматизированные информационные системы страховой деятельности

Понятие страховой деятельности и ее организации

Лекция №3. Информационные системы и технологии в страховой деятельности

План лекции:

1. Понятие страховой деятельности и ее организации

2. Автоматизированные информационные системы страховой деятельности

 

Страхование – сфера экономических отношений, участниками которых являются страхователи (хозяйствующие субъекты или граждане) и страховщики (хозяйствующие субъекты или государство).

Предмет отношений – защита интересов страхователя в условиях существования различных рисков от возможного ущерба.

Страховая деятельность связана с понятием риска. Страхователь – юридическое или физическое лицо, заключающее со страховщиком договор о страховании.

Страховщик – юридическое лицо, осуществляющее страховую деятельность.

Договор страхования определяет:

o Участников договора

o Срок действия договора

o Страховой интерес

o Страховой случай

o Степень риска

o Страховую сумму объекта страхования

o Страховой взнос

o Страховую ответственность

o Страховую выплату.

Степень риска – оценивается в виде вероятности наступления случая потерь, размера возможного ущерба страхователя. Ущерб принято разделять на прямой (уменьшение стоимости имущества) и косвенный (неполученные доходы).

Сострахование – долевое участие нескольких страховщиков в страховании одного и того же риска по одному договору.

Двойное страхование – страхование одного и того же интереса у нескольких страховщиков, при этом общая страховая сумма может превышать страховую стоимость объекта страхования.

Перестраование – страхование одним страховщиком исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика.

Самострахование – создание страхового фонда самим хозяйствующим объектом.

Виды страхования: имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страхование экономических рисков.

 

Разработка и внедрение автоматизированных информационных систем страховой деятельности выполняется для повышения эффективности управления страховой деятельностью за счет обеспечения руководителей и специалистов страховых компаний информацией в необходимом объеме и качестве, а также для реализации стандартов информационных технологий управления на основе:

· Поддержки принятия управленческих решений;

· Снижения издержек управления страховой деятельностью;

· Создания интегрированной БД;

· Обеспечения защиты информационных ресурсов;

· Поддержки электронного документооборота;

· Интеграции с внешними информационными системами;

· Повышения информационной культуры управленческого труда.

Существуют различные виды ИС СД:

1. Автономные автоматизированные рабочие места. Каждый АРМ выполняет определенный набор функций управления страховой деятельностью и ориентирован на страховых агентов определенного вида: аквизиторы (занимаются привлечением и заключением новых договоров страхования); актуарии (проводят расчеты по страхованию жизни); андеррайтеры (формируют страховой портфель); брокеры страховой компании (осуществляют посредническую деятельность от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика);

2. Комплекс взаимосвязанных АРМ, функционирующих на единой информационной базе;

3. корпоративная информационная система страховой деятельности.

Функциональная структура ИС СД:

1. ведение нормативно-справочной базы договоров страхования;

2. стратегическое планирование деятельности страховой компании;

3. формирование и ведение договоров страхования (перестрахование);

4. расчет комиссионных;

5. учет формирования страхового фонда;

6. учет расчетов со страхователем (уплата страховых премий, выплат по страховым событиям, расторжение договора страхования);

7. бухгалтерский учет деятельности страховой компании;

8. анализ финансового состояния страховой компании;

9. налоговый учет страховой деятельности;

10. сервисные функции (импорт и экспорт данных, страховое копирование, восстановление БД).

 

 

Страховой фонд – сумма страховых взносов, находящихся в управлении у страховой компании.

Страхователь – физическое или юридическое лицо.

Договор страхования – документ, который содержит необходимые реквизиты для придания юридической силы (номер договора, дата заключения, срок действия, квалификация страхового случая, стоимость объекта страхования, условия выплат страховой премии, порядок расчетов, страховой случай, дата завершения договора и др).

Вид страхования – нормативы для расчета страховой премии, тарифной ставки.

Страховые выплаты – дата, сумма, платежный документ – основание для выплат.

Типовые информационные объекты содержат минимально необходимый, но достаточный для реализации приложений набор реквизитов. Например, информационный объект «Страхователь» имеет следующий набор реквизитов:

o код страхователя;

o наименование организации (фамилия, имя, отчество физического лица);

o регистрационные данные юридического лица (паспортные данные физического лица);

o дата регистрации в БД;

o классификационный код страхователя.

ИС СД должна обеспечить информационные технологии для подготовки, передачи, хранения и обработки данных, используемые в страховой деятельности.

Этап сбора и регистрации информации: подготовка документа, ввод и контроль данных, БД, экранная форма, отчет.

Этап передачи данных по каналам связи: при создании компьютерной сети учитывают сложившуюся топологию связей структурных подразделений – организационную структуру системы управления страховой компанией, которая включает в себя: центральный офис, отделения страховой компании, представительства (агентства) страховой компании;

Мобильные пользователи.

Этап хранения данных в БД.

Этап обработки данных.

Этап публикации данных.

Примеры ИС СД.

Программа «Парус-Страхование» - позволяет построить корпоративную информационную систему крупномасштабной страховой компании, объединяющую центральный офмс м удаленные филиалы.

Эта программа построена по модульному принципу, что позволяет выполнять настройку и конфигурирование ИС СД в соответствии с особенностями деятельности компании, организационной структурой управления и информационными потребностями функций и задач управления. Она полностью соответствует страховому законодательству и сложившейся практике российского страхового бизнеса.

Единая БД реализована в архитектуре «клиент-сервер БД», используется СУБД Oracle на платформе операционных систем различного типа (UNIX, MS Windows NT, Netware, OS/2).

Программа «Парус-Страхование»включает в себя следующие основные функциональные модули:

o Личное страхование

o Страхование имущества и ответственности

o Перестрахование

o Бухгалтерский учет

o Анализ и отчетность

o Администратор

Каждый модуль(кроме анализа и отчетность) работает как в автономном режиме, так и в системном.

Программа ИНЭК «Страховщик» -относится к классу КИС СД и выполняет следующие автоматизированные функции управления:

o Учет договоров страхования различного типа, включая генеральные договора, договора с несколькими застрахованными объектами и рисками;

o Учет активного и пассивного перестрахования в разрезе факультативной, облигаторной, пропорциональной и непропорциональной формы;

o Учет и мониторинг запланированных и фактических поступлений по договорам и убытков по всем этапам их урегулирования;

o Синхронное ведение специализированного бухгалтерского, налогового и управленческого учета, включая учет денежных средств, материальных учет, учет взаимных расчетов, учет затрат и инвентарный учет;

o Интегрированный учет и формирование страховых, перестрахованных операций по всем регистрам, включая журнал договоров, журнал хозяйственных операций бухгалтерского, налогового и управленческого учета, реестр первичных документов;

o Формирование страховых резервов по всем учетным группам стандартными и произвольными методами;

o Мониторинг деятельности на основе комплексного анализа данных путем создания форм управленческой отчетности произвольного вида;

o Обмен данными между головной компанией, ее филиалами и агентствами.

Программа имеет следующие функциональные модули:

o Настройка

o Страховщик

o Бухгалтерия

o Отчетность

o Администратор.