Проблема частей речи.

Лекция №3 Части речи.

1.Проблема частей речи.

А) теория классификации частей речи.

Б) теория полевой структуры частей речи.

В) части речи знаменательные и служебные.

2. Имя существительное.

А) категория рода.

Б) категория числа.

В) категория падежа.

Г) проблема артикля.

 

А) теория классификации частей речи.

Весь словарный состав английского, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определенные лексико-семантические классы, традиционно называемые частями речи. Существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя, трактовка их неодинакова у разных ученых.

Основной принцип подразделения на разряды сформулировал Л.В. Щерба – лексическое значение, морфологическая форма и синтаксическое функционирование. Однако в ряде случаев выделение классов основывалось не на всех указанных трех признаках одновременно.

Г. Суит, автор первой научной грамматики английского языка, делит части речи на две основные группы – изменяемые и неизменяемые. Он считает морфологические свойства основным принципом классификации. Внутри группы изменяемых («declinables») он придерживался традиционного подразделения – существительные, прилагательные, глаголы. Наречия, предлоги, союзы и междометия объединены в группу неизменяемых (“indeclinables”).

Наряду с этой классификацией Суит предлагает группировку, основанную на синтаксическом функционировании определенных классов слов. Так, группа именных слов (noun-words) включает, кроме существительных, сходные по функционированию «именные» местоимения, «именные» числительные, инфинитив и герундий, на основе их синтаксического функционирования, которые по своим морфологическим свойствам оказываются в группе глагола.

Попытка Суита создать согласованную группировку привела к тому, что по синтаксическому признаку были раздроблены разряды, лексически и морфологически объединенные, и, с другой стороны, объединены осколки разрядов, лексически и морфологически несходных.

Есперсен, датский лингвист, автор «Философии грамматики», многотомной «Грамматики современного английского языка» и ряда других работ, полностью отдавал себе отчет в трудности примирить два основных признака – форму и функцию, т.е. морфологию и синтаксис, даже не учитывая лексическое значение. Он справедливо замечает, что если за основу классификации принять морфологию (изменяемость и неизменяемость), то такие слова, как must, the, then, for, enough должны быть отнесены к одному классу.

Есперсен предложил двойственную систему: наряду с морфологическим оформлением частей речи, эти же классы анализируются с точки зрения их функционировании в словосочетаниях и предложениях. То или иное слово может являться первичным (primary) , т.е. быть ядром словосочетания, вторичным (secondary), т.е. непосредственно определяющим первичное, и третичным (tertiary), т.е. подчиненным вторичному. Так, в словосочетании a furiously barking dog существительное dog – первичное, barking – вторичное, а наречие furiously третичное. Это так называемая теория трех рангов, она оказывается в промежуточном положении между синтаксисом и морфологией. Теория трех рангов – одна из первых попыток дать единую классификацию, основанную на позиции (функции) слова в единицах, больших, чем слово; однако морфологическая классификация, синтаксические функции и три ранга все время перекрывают друг друга, переплетаясь и создавая избыточные, ненужные единицы анализа.

Существует еще классификация Ч.К. Фриза, основанная на позиции слова в предложении. Фриз выделяет четыре класса, называет их существительными, прилагательными, глаголами и наречиями, и относит к первому классу все слова, которые могут занимать позицию слова concert в предложении The concert was good и слова tax в предложении The clerk remembered the tax; слова класса 2 занимают позицию слова was, remembered в тех же предложениях, слова класса 3 в позиции good в модели The (good) concert was good, и слова класса 4 – в позиции there в модели

3 1 2 3 4

The is/was there

Фриз также выделяет 15 групп, которые мы не будем приводить(есть группы, включающие два слова not, please и др. )

Классификация Фриза также не достигает цели, но его материалы содержат интересные данные относительно дистрибуции разрядов слов, их синтаксической валетности.

Фриз – единственный структуралист, пытавшийся создать классификацию лексико-грамматических разрядов на базе одного последовательно применяемого признака.

Таким образом, все попытки создать классификацию, основанную на едином принципе, не увенчались успехом. Традиционная классификация не хуже (хотя, возможно, и не лучше) всего того, чем ее пытались заменить, и имеет то преимущество, что она широко известна.

Б) теория полевой структуры частей речи.

Теория морфологического поля заключается в следующем: В каждой части речи существуют единицы, полностью обладающие всеми признаками данной части речи; это, так сказать, ее ядро. Но существуют и такие единицы, которые не обладают всеми признаками данной части речи, хотя и принадлежат к ней. Поле, следовательно, включает центральные и периферийные элементы, оно неоднородно по составу. Задача лингвиста заключается в том, чтобы определить состав поля, выявить центральные и периферийные элементы и определить, по каким признакам они близки к другим частям речи.

В) части речи знаменательные и служебные.

Наиболее крупные подразделение частей речи – две большие группы: знаменательные и служебные части речи. Знаменательные имеют лексическое значение, имеют синтаксические позиции т.е. функционируют в качестве членов предложения. Однако среди знаменательных частей речи не все имеют парадигму словоизменения; поэтому морфологический признак не во всех случаях является ограничительным.

Служебные части речи не обладают самостоятельным лексическим значением. Их назначение – указывать на те или иные отношения между знаменательными словами, предложениями и словосочетаниями, или уточнять грамматическое значение знаменательных частей речи: the dog, a cat.

Выделение тех или иных частей речи является дискуссионным: так отчасти сомнительным является выделение модальных слов в знаменательных частях речи, не все лингвисты согласны с выделением артикля как служебной части речи; не совсем ясны границы частиц в группе служебных частей речи.

Следует четко разграничивать служебные части речи и служебные слова. Служебные слова относятся к знаменательным частям речи, но в определенных условиях утрачивают свое лексическое значение и сохраняют только свою грамматическую функцию: I have lost my gloves.