Место решения в процессе управления
Решение - центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
Выделяют запрограммированные и незапрограммированные организационные решения. Запрограммированное решение – выбор, путь к которому ведет через конкретную последовательность этапов или действий. Число возможных альтернатив в этом случае, как правило, ограничено. Незапрограммированное решение – выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации с неизвестными факторами воздействия. На практике немногие управленческие решения могут быть либо запрограммированными, либо незапрограммированными в чистом виде.
Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:
- надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);
- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные) и пр.
Процесс принятия решений может быть интуитивным или рациональным. Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Принятие рационального организационного решения– это процесс разработки программы действий, оформленный в итоговый документ и определяющий очередность выполнения совокупности предстоящих работ. Принятие организационного решения – это именно процесс, т.к. речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов.
Можно выделить следующие основные этапы процесса принятия рациональных решений:
Таблица 1
Содержание основных фаз принятия и реализации решения
Фаза | Содержание фазы |
1. Сбор информации | 1.1. Наблюдение за внутренней средой фирмы 1.2. Наблюдение за внешней средой |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы | 2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы |
3. Обоснование стратегии решения проблемы | 3.1. Определение требований к решению 3.2. Определение ограничений 3.3. Определение критериев эффективности решения |
4. Разработка вариантов решения | 4.1. Разбивка задачи на подзадачи 4.2. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 4.3. Обобщение результатов 4.4. Разработка вариантов решения всей задачи 4.5. Прогнозирование последствий по каждому решению |
5. Выбор лучшего варианта | 5.1 Анализ эффективности вариантов решения 5.2. Оценка влияния неуправляемых параметров |
6. Корректировка и согласование решения | 6.1. Проработка решения с исполнителями 6.2. Согласование решения с функциональными взаимодействующими службами 6.3. Утверждение решения |
7. Реализация решения | 7.1 Реализация 7.2. Оперативное внесение изменений в решение в ходе реализации 7.3. Оценка эффективности принятого и реализованного решения (обратная связь). |
Принятие на себя ответственности в ходе принятия решения и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач.
Различают:
- собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия),
- чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других),
- ответственность перед собою (случай, когда устанавливающий нормы ответственности и исполнитель является одним лицом).