Казарменный и жилой городки
Казарменный городок предназначен для расквартирования рядового и сержантского состава, размещения штабов и служб частей, а также для размещения учреждений коммунально-бытового и культурного обслуживания. Казарменный городок располагается вне полосы воздушных подходов. Он может примыкать к служебно-технической застройке или находиться на некотором удалении от нее.
Жилой городок состоит из зданий, предназначенных для расквартирования летно-технического состава и обслуживающего персонала с их семьями, а также сооружений хозяйственного и культурно-бытового обслуживания. Он располагается, как правило, в ближайших к аэродрому населенных пунктах.
В отдельных случаях применяется объединенная планировка обоих городков.
Казарменный и жилой городки строятся только на постоянных аэродромах. На полевых аэродромах личный состав, штабы и службы, базирующихся частей, размещаются в близлежащих населенных пунктах и во временных сооружениях.
Вывод по второму вопросу. Связь между всеми составными частями и элементами аэродрома, а также с объектами государственного значения, осуществляется посредством подъездных и внутриаэродромных дорог.
Вопрос № 3.Классификация аэродромов и размещение на них частей ВВС
Аэродромы подразделяются по следующим признакам: ведомственной принадлежности, длине взлетно-посадочной полосы, типу покрытия, особенностям географических условий района расположения, по степени оборудования, специфике использования и оперативно-тактическому назначению. Классификация аэродромов приведена на рис.4
Рис. 4.Классификация аэродромов
По принадлежностиаэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной и экспериментальной авиации. Эти аэродромы могут быть одновременно аэродромами совместного базирования или совместного использования.
Аэродромы совместного базирования и совместного использования гражданской и государственной авиации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации* должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.
По техническим характеристикам аэродромы подразделяются в зависимости от длины взлетно-посадочной полосы (таблица № 1).
Класс аэродрома на многополосных аэродромах определяется по взлетно-посадочной полосе, имеющей наибольшую длину.
По особенностям географических условий расположения, аэродромы подразделяются следующим образом: обычные, полярные, тундровые (пустынные), горные и морские.
Аэродром полярный— аэродром, расположенный за полярным кругом и обеспечивающий полеты в условиях низких температур наружного воздуха.
Аэродром тундровый (пустынный)— аэродромы, расположенные в местности, характеризующейся небольшим количеством или отсутствием ориентиров, и в условиях ограниченно развитой сети коммуникаций для материально-технического снабжения.
Аэродром горный— аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома, а также аэродром расположенные на высоте 1000 м и более над уровнем моря.
Аэродром морской— гидроаэродром, предназначенный для обеспечения полетов гидросамолетов и базирования авиационных частей и подразделений.
По типу покрытия — аэродромы подразделяются на аэродромы с искусственными покрытиями, грунтовые, и ледовые.
Аэродром с искусственными покрытиями—аэродром, имеющий взлетно-посадочную полосы, рулежные дорожки и места стоянки с искусственными покрытиями.
Аэродром грунтовый — аэродром, имеющий грунтовые (или из подобранных оптимальных грунтовых смесей) взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и места стоянки.
Аэродром ледовый — аэродром, у которого взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и места стоянки оборудованы на ледовой поверхности.
По степени оборудованияаэродромы подразделяются на: постоянные и полевые.
Аэродром постоянный — аэродром, предназначенный для постоянного базирования авиационных частей и подразделений, имеющий взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и места стоянки с искусственными покрытиями, а также - капитальные сооружения и стационарное оборудование, и обеспечивающие регулярные полеты самолетов.
Аэродром полевой — аэродром, предназначенный для кратковременного базирования авиационных частей и подразделений, имеющий грунтовые или со сборно-разборными покрытиями взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянки, минимум табельных сооружений и передвижное оборудование.
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, ст. 3291.
По специфике использования, аэродромы подразделяются на: основные, запасные, испытательные и учебные.
Аэродром основной — аэродром, предназначенный для постоянного базирования авиационных частей и подразделений в мирных условиях и ведения с них боевых действий в военное время.
Аэродром запасной — аэродром, предназначенный для посадки самолетов (вертолетов) в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета.
Аэродром учебный — аэродром, предназначенный для постоянного или временного базирования авиационных частей и подразделений образовательных учреждений. Учебный аэродром подразделяется следующим образом: базовый учебный аэродром и лагерный учебный аэродром.
Аэродром базовый учебный— аэродром, предназначенный для постоянного базирования авиационных частей и подразделений образовательных учреждений.
Аэродромлагерный учебный— аэродром, предназначенный для временного базирования авиационных частей и подразделений образовательных учреждений.
Аэродром испытательный — аэродром, предназначенный для испытаний авиационной техники, проводимой научно-исследовательскими и испытательными учреждениями.
По оперативно-тактическому назначению, аэродромы подразделяются на: основные, оперативные, рассредоточения и маневра. К аэродромам маневра относятся аэродромы: запасные, взаимодействия, подскока, засады, передовые, дозаправки, тыловые, погрузки (выгрузки) войск, ложные, трассовые и аэродромные участки дорог (АУД).
Аэродром основной — определение то же, что и по специфике использования аэродромов.
Аэродромоперативный— аэродром (вне зависимости от принадлежности), выделенный для создания авиационных группировок по замыслу проведения первых операций и подготовленный к выполнению авиационными частями и подразделениями боевых задач на определенном направлении.
Аэродром рассредоточения — аэродром, закрепленный за авиационными частями и подразделениями, для рассредоточения в особый период с целью снижения уязвимости от ударов противника с воздуха.
Аэродром маневра — аэродром, предназначенный для кратковременного базирования авиационных частей (подразделений) с целью обеспечения выполнения поставленной задачи.
Аэродром взаимодействия — аэродром, предназначенный для использования различными авиационными частями (подразделениями) при выполнении единой задачи.
Аэродром (площадка) подскока — аэродром (площадка), располагаемый вблизи линии боевого соприкосновения с противником и используемые для промежуточной посадки при полете к цели или возвращения с боевого задания, если радиус действия самолета не позволяет выполнять задачу с основного аэродрома.
Аэродром (площадка) засады — аэродром (площадка), расположенный в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения с противником или вблизи вероятных маршрутов полетов его самолетов и используемый для достижения наибольшей внезапности боевых действий.
Аэродром передовой — аэродром, расположенный ближе к противнику, чем основные аэродромы и используемый для временного базирования авиационных частей (подразделений) с целью увеличения глубины воздействия на объекты противника.
Аэродром дозаправки — аэродром, используемый авиационными частями (подразделениями) для заправки самолетов горюче-смазочными материалами и отдыха летных экипажей при выполнении дальних перелетов.
Аэродром тыловой — аэродром, расположенный в глубине территории страны и предназначенный для формирования, переформирования авиационных частей, дополнительной подготовки летных экипажей, капитально-восстановительного ремонта авиационной техники или других специальных задач в военное время.
Аэродром погрузки (выгрузки) войск — аэродром, используемый для погрузки (выгрузки) войск, боевой техники или материальных средств, и назначенный военно-транспортной авиации для обеспечения перегруппировки (десантирования) войск воздушным транспортом.
Аэродром ложный или участок местности — аэродром или участок местности, специально подготавливаемый и предназначенный для введения противника в заблуждение относительно истинного базирования авиации.
По характеру оборудования макетов и режиму имитационных действий, ложный аэродром подразделяется на дневной, ночной и круглосуточный.
Аэродром трассовый — аэродром, предназначенный для обеспечения перелетов по воздушным трассам.
Аэродромный участок дороги (АУД) — участок автомобильной дороги и прилегающей к ней территории, подготовленный для обеспечения взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов табельными средствами. Аэродромный участок дороги (АУД) может использоваться для кратковременного базирования авиационных частей (подразделений) при выполнении боевых задач.
В зависимости от длины взлетно-посадочной полосы для аэродромов устанавливаются следующие классы (таблица № 1).
Таблица № 1
Классы аэродромов
Минимальная длина ВПП, м | Классы аэродромов: | ||||
ВК (внеклассные) | I | II | III | IV | |
В стандартных условиях | менее 1000 | ||||
В нормативных условиях | менее 1200 |
Примечания:
1. Потребная длина взлетно-посадочных полос аэродромов определяется исходя из взлетно-посадочных характеристик самолетов, намеченных к базированию на этих аэродромах с помощью номограмм, которые приводятся в инструкциях экипажу самолета или согласно инструкций по расчету длин ВПП.
2. Стандартные аэродромные условия: температура воздуха +15°С, атмосферное давление 760 мм.рт. ст. (аэродром расположен на уровне моря); штиль; нулевой продольный уклон ВПП.
3. Нормативные аэродромные условия (район г. Москвы): температура воздуха +27°С (средняя температура в 13 часов самого жаркого месяца, увеличенная на 6°С); атмосферное давление 746 мм.рт. ст. (аэродром расположен на высоте 160 м над уровнем моря); штиль; нулевой продольный уклон ВПП.
4. Пересчет фактической длины ВПП с местных на стандартные (нормативные) условия для определения класса аэродрома должен производиться по методике, приведенной в приложении № 1 к НГЭАГосА.A.
5. Пересчет длины ВПП со стандартных (нормативных) условий на местные для оценки длины ВПП в местных условиях должен производится по методике, приведенной в приложении №1 к НГЭАГосА.А.
![]() |
Рис5. Аэродромы: 1 - общего назначения; 2 - третьего класса с ВПП 1200 - 1700 м; 3 - второго класса с ВПП 1800 - 2400 м; 4 - первого класса с ВПП 2500 - 3000 м; 5 - грунтовый; 6 - гидроаэродром
Рис6.Аэродромный участок дороги с указанием его ширины (50 м) и длины (2200 м), подготовленный для взлета и посадки самолетов
Вопрос № 4.Перебазирование авиационной части
Перебазирование авиационной базы (подразделения) на новый аэродром (аэродромы) осуществляется с различными целями самостоятельно или в составе авиационного соединения. Оно выполняется скрытно и в короткие сроки.
Скрытность перебазирования достигается сохранением в тайне подготовительных мероприятий, строгим выполнением требований скрытного управления войсками, выполнением перелета вне зон видимости радиолокационных средств противника.
Перебазирование в короткие сроки обеспечивается заблаговременной подготовкой соединений и частей (организацией работы управления базы, планированием перебазирования, проведением тренировок).
База (подразделение) перебазируется по приказу старшего начальника с выполнением или без выполнения боевой задачи, последовательно эскадрильями (отрядами, экипажами) или одновременно всем составом, с подразделениями обеспечения или без них.
Перебазирование осуществляется летным, воздушным и наземным эшелонами. Летный эшелон составляют боевые (учебно-боевые) самолеты (вертолеты). Личный состав, имущество, техника и вооружение частей (подразделений), перевозимые воздушным транспортом, составляют воздушный эшелон, а перевозимые автомобильным, железнодорожным и водным транспортом-наземный эшелон.
Авиационная база перебазируется, как правило, без перерыва в боевых действиях. На период перебазирования в базе создаются временные формирования: передовая команда, команда выпуска, полковая ремонтная группа, погрузочно-разгрузочная группа, группа сдачи имущества и другие.
Перебазирование считается завершенным, когда на новые аэродромы (аэродром) перелетят все исправные боевые самолеты (вертолеты), прибудут все штатные подразделения и временные формирования с имуществом, на аэродроме будут развернуты и начнут функционировать средства управления и подготовки самолетов к полетам.
По прибытии летного эшелона на новый аэродромный узел (аэродром, площадку) немедленно принимаются меры по подготовке к выполнению боевых задач, рассредоточению, укрытию и маскировке самолетов (вертолетов), а также к охране и обороне аэродромов (аэродрома, площадки).
Вывод по 4 вопросу
1 Перебазирование осуществляется летным, воздушным и наземным эшелонами.
2.Перебазирование считается завершенным, когда на новые аэродромы (аэродром) перелетят все исправные боевые самолеты (вертолеты), прибудут все штатные подразделения и временные формирования с имуществом, на аэродроме будут развернуты и начнут функционировать средства управления и подготовки самолетов к полетам.
Заключение
В результате изучения темы мы уяснилиобщие требования, предъявляемые к базированию авиационных частейВоенно-воздушных Сил. Кроме того, мы изучили состав структуру аэродрома Из изучения этой системы требований следует, по крайней мере, два следующих вывода. Во-первых, действующие требования к эксплуатационным свойствам авиационных комплексов весьма жесткие. Для их реализации необходима планомерная целенаправленная работа на всех этапах жизненного цикла авиационных комплексов и, в частности, на этапе их эксплуатации. А это в огромной степени зависит от компетентности руководящего состава авиационных частей и подразделений обеспечения. Во-вторых, от уровня компетентности командира, начальника штаба, всех заместителей командира авиационной части, а также командиров подразделений обеспечения зависит и полное использование всех свойств авиационных комплексов, в том числе и эксплуатационных, с целью наиболее полной реализации боевого потенциала авиационных комплексов.
Задание на самостоятельную подготовку:
Проработать материал лекции. Быть в готовности к проведению контрольного опроса по теме лекции. Перенести в конспект и изучить геометрические размеры элементов летного поля и требования к приаэродромной территории (статья 74-97 [3]);
Литература:
1. Наставление по инженерно-авиационному обеспечению (НИАО-90). Часть 1, ― М.: Воениздат, 1990, 246 с.
2. Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации. Введено в действие Приказом МО РФ № 390 от 30 сентября 2002 г.
3. .СмирновН.Н,ИцковичА.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. — М., Транспорт, 1987, 272 с.
4. МарковскийВ. Бомбардировщики Су-24 в Афганистане — М., ООО «Издательский центр «Экспринт»», 2005, 40 с.
Преподаватель кафедры ВВС и РЭБ
подполковник запаса
А.Сергиенко
«___»_____________20___г.