Казарменный и жилой городки

Казарменный городок предназначен для расквартирования рядового и сержантского состава, размещения штабов и служб частей, а также для размещения учреждений коммунально-бытового и культурного обслуживания. Казарменный городок располагается вне полосы воздушных подходов. Он может примыкать к служебно-технической застройке или находиться на некотором удалении от нее.

Жилой городок состоит из зданий, предназначенных для расквартирования летно-технического состава и обслуживающего персонала с их семьями, а также сооружений хозяйственного и культурно-бытового обслуживания. Он располагается, как правило, в ближайших к аэродрому населенных пунктах.

В отдельных случаях применяется объединенная планировка обоих городков.

Казарменный и жилой городки строятся только на постоянных аэродромах. На полевых аэродромах личный состав, штабы и службы, базирующихся частей, размещаются в близлежащих населенных пунктах и во временных сооружениях.

Вывод по второму вопросу. Связь между всеми составными частями и элементами аэродрома, а также с объектами государственного значения, осуществляется посредством подъездных и внутриаэродромных дорог.

 

Вопрос № 3.Классификация аэродромов и размещение на них частей ВВС

Аэродромы подразделяются по следующим признакам: ведомственной принадлежности, длине взлетно-посадочной полосы, типу покрытия, особенностям географических условий района расположения, по степени оборудования, специфике использования и оперативно-тактическому назначению. Классификация аэродромов приведена на рис.4

Рис. 4.Классификация аэродромов

По принадлежностиаэродромы подразделяются на гражданские аэродромы, аэродромы государственной и экспериментальной авиации. Эти аэродромы могут быть одновременно аэродромами совместного базирования или совместного использования.

Аэродромы совместного базирования и совместного использования гражданской и государственной авиации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации* должны отвечать требованиям, предъявляемым к гражданским аэродромам.

По техническим характеристикам аэродромы подразделяются в зависимости от длины взлетно-посадочной полосы (таблица № 1).

Класс аэродрома на многополосных аэродромах определяется по взлетно-посадочной полосе, имеющей наибольшую длину.

По особенностям географических условий расположения, аэродромы подразделяются следующим образом: обычные, полярные, тундровые (пустынные), горные и морские.

Аэродром полярный— аэродром, расположенный за полярным кругом и обеспечивающий полеты в условиях низких температур наружного воздуха.

Аэродром тундровый (пустынный)— аэродромы, расположенные в местности, характеризующейся небольшим количеством или отсутствием ориентиров, и в условиях ограниченно развитой сети коммуникаций для материально-технического снабжения.

Аэродром горный— аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома, а также аэродром расположенные на высоте 1000 м и более над уровнем моря.

Аэродром морской— гидроаэродром, предназначенный для обеспечения полетов гидросамолетов и базирования авиационных частей и подразделений.

По типу покрытия — аэродромы подразделяются на аэродромы с искусственными покрытиями, грунтовые, и ледовые.

Аэродром с искусственными покрытиями—аэродром, имеющий взлетно-посадочную полосы, рулежные дорожки и места стоянки с искусственными покрытиями.

Аэродром грунтовый — аэродром, имеющий грунтовые (или из подобранных оптимальных грунтовых смесей) взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и места стоянки.

Аэродром ледовый — аэродром, у которого взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и места стоянки оборудованы на ледовой поверхности.

По степени оборудованияаэродромы подразделяются на: постоянные и полевые.

Аэродром постоянный — аэродром, предназначенный для постоянного базирования авиационных частей и подразделений, имеющий взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и места стоянки с искусственными покрытиями, а также - капитальные сооружения и стационарное оборудование, и обеспечивающие регулярные полеты самолетов.

Аэродром полевой — аэродром, предназначенный для кратковременного базирования авиационных частей и подразделений, имеющий грунтовые или со сборно-разборными покрытиями взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянки, минимум табельных сооружений и передвижное оборудование.

 

 

*Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, ст. 3291.

По специфике использования, аэродромы подразделяются на: основные, запасные, испытательные и учебные.

Аэродром основной — аэродром, предназначенный для постоянного базирования авиационных частей и подразделений в мирных условиях и ведения с них боевых действий в военное время.

Аэродром запасной — аэродром, предназначенный для посадки самолетов (вертолетов) в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета.

Аэродром учебный — аэродром, предназначенный для постоянного или временного базирования авиационных частей и подразделений образовательных учреждений. Учебный аэродром подразделяется следующим образом: базовый учебный аэродром и лагерный учебный аэродром.

Аэродром базовый учебный— аэродром, предназначенный для постоянного базирования авиационных частей и подразделений образовательных учреждений.

Аэродромлагерный учебный— аэродром, предназначенный для временного базирования авиационных частей и подразделений образовательных учреждений.

Аэродром испытательный — аэродром, предназначенный для испытаний авиационной техники, проводимой научно-исследовательскими и испытательными учреждениями.

По оперативно-тактическому назначению, аэродромы подразделяются на: основные, оперативные, рассредоточения и маневра. К аэродромам маневра относятся аэродромы: запасные, взаимодействия, подскока, засады, передовые, дозаправки, тыловые, погрузки (выгрузки) войск, ложные, трассовые и аэродромные участки дорог (АУД).

Аэродром основной — определение то же, что и по специфике использования аэродромов.

Аэродромоперативный— аэродром (вне зависимости от принадлежности), выделенный для создания авиационных группировок по замыслу проведения первых операций и подготовленный к выполнению авиационными частями и подразделениями боевых задач на определенном направлении.

Аэродром рассредоточения — аэродром, закрепленный за авиационными частями и подразделениями, для рассредоточения в особый период с целью снижения уязвимости от ударов противника с воздуха.

Аэродром маневра — аэродром, предназначенный для кратковременного базирования авиационных частей (подразделений) с целью обеспечения выполнения поставленной задачи.

Аэродром взаимодействия — аэродром, предназначенный для использования различными авиационными частями (подразделениями) при выполнении единой задачи.

Аэродром (площадка) подскока — аэродром (площадка), располагаемый вблизи линии боевого соприкосновения с противником и используемые для промежуточной посадки при полете к цели или возвращения с боевого задания, если радиус действия самолета не позволяет выполнять задачу с основного аэродрома.

Аэродром (площадка) засады — аэродром (площадка), расположенный в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения с противником или вблизи вероятных маршрутов полетов его самолетов и используемый для достижения наибольшей внезапности боевых действий.

Аэродром передовой — аэродром, расположенный ближе к противнику, чем основные аэродромы и используемый для временного базирования авиационных частей (подразделений) с целью увеличения глубины воздействия на объекты противника.

Аэродром дозаправки — аэродром, используемый авиационными частями (подразделениями) для заправки самолетов горюче-смазочными материалами и отдыха летных экипажей при выполнении дальних перелетов.

Аэродром тыловой — аэродром, расположенный в глубине территории страны и предназначенный для формирования, переформирования авиационных частей, дополнительной подготовки летных экипажей, капитально-восстановительного ремонта авиационной техники или других специальных задач в военное время.

Аэродром погрузки (выгрузки) войск — аэродром, используемый для погрузки (выгрузки) войск, боевой техники или материальных средств, и назначенный военно-транспортной авиации для обеспечения перегруппировки (десантирования) войск воздушным транспортом.

Аэродром ложный или участок местности — аэродром или участок местности, специально подготавливаемый и предназначенный для введения противника в заблуждение относительно истинного базирования авиации.

По характеру оборудования макетов и режиму имитационных действий, ложный аэродром подразделяется на дневной, ночной и круглосуточный.

Аэродром трассовый — аэродром, предназначенный для обеспечения перелетов по воздушным трассам.

Аэродромный участок дороги (АУД) — участок автомобильной дороги и прилегающей к ней территории, подготовленный для обеспечения взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов табельными средствами. Аэродромный участок дороги (АУД) может использоваться для кратковременного базирования авиационных частей (подразделений) при выполнении боевых задач.

В зависимости от длины взлетно-посадочной полосы для аэродромов устанавливаются следующие классы (таблица № 1).

Таблица № 1

Классы аэродромов

Минимальная длина ВПП, м Классы аэродромов:
ВК (внеклассные) I II III IV
В стандартных условиях менее 1000
В нормативных условиях менее 1200

 

Примечания:

1. Потребная длина взлетно-посадочных полос аэродромов определяется исходя из взлетно-посадочных характеристик самолетов, намеченных к базированию на этих аэродромах с помощью номограмм, которые приводятся в инструкциях экипажу самолета или согласно инструкций по расчету длин ВПП.

2. Стандартные аэродромные условия: температура воздуха +15°С, атмосферное давление 760 мм.рт. ст. (аэродром расположен на уровне моря); штиль; нулевой продольный уклон ВПП.

3. Нормативные аэродромные условия (район г. Москвы): температура воздуха +27°С (средняя температура в 13 часов самого жаркого месяца, увеличенная на 6°С); атмосферное давление 746 мм.рт. ст. (аэродром расположен на высоте 160 м над уровнем моря); штиль; нулевой продольный уклон ВПП.

4. Пересчет фактической длины ВПП с местных на стандартные (нормативные) условия для определения класса аэродрома должен производиться по методике, приведенной в приложении № 1 к НГЭАГосА.A.

5. Пересчет длины ВПП со стандартных (нормативных) условий на местные для оценки длины ВПП в местных условиях должен производится по методике, приведенной в приложении №1 к НГЭАГосА.А.

 
 

 

 


Рис5. Аэродромы: 1 - общего назначения; 2 - третьего класса с ВПП 1200 - 1700 м; 3 - второго класса с ВПП 1800 - 2400 м; 4 - первого класса с ВПП 2500 - 3000 м; 5 - грунтовый; 6 - гидроаэродром

Рис6.Аэродромный участок дороги с указанием его ширины (50 м) и длины (2200 м), подготовленный для взлета и посадки самолетов

Вопрос № 4.Перебазирование авиационной части

Перебазирование авиационной базы (подразделения) на новый аэродром (аэродромы) осуществляется с различными целями самостоятельно или в составе авиационного соединения. Оно выполняется скрытно и в короткие сроки.

Скрытность перебазирования достигается сохранением в тайне подготовительных мероприятий, строгим выполнением требований скрытного управления войсками, выполнением перелета вне зон видимости радиолокационных средств противника.

Перебазирование в короткие сроки обеспечивается заблаговременной подготовкой соединений и частей (организацией работы управления базы, планированием перебазирования, проведением тренировок).

База (подразделение) перебазируется по приказу старшего начальника с выполнением или без выполнения боевой задачи, последовательно эскадрильями (отрядами, экипажами) или одновременно всем составом, с подразделениями обеспечения или без них.

Перебазирование осуществляется летным, воздушным и наземным эшелонами. Летный эшелон составляют боевые (учебно-боевые) самолеты (вертолеты). Личный состав, имущество, техника и вооружение частей (подразделений), перевозимые воздушным транспортом, составляют воздушный эшелон, а перевозимые автомобильным, железнодорожным и водным транспортом-наземный эшелон.

Авиационная база перебазируется, как правило, без перерыва в боевых действиях. На период перебазирования в базе создаются временные формирования: передовая команда, команда выпуска, полковая ремонтная группа, погрузочно-разгрузочная группа, группа сдачи имущества и другие.

Перебазирование считается завершенным, когда на новые аэродромы (аэродром) перелетят все исправные боевые самолеты (вертолеты), прибудут все штатные подразделения и временные формирования с имуществом, на аэродроме будут развернуты и начнут функционировать средства управления и подготовки самолетов к полетам.

По прибытии летного эшелона на новый аэродромный узел (аэродром, площадку) немедленно принимаются меры по подготовке к выполнению боевых задач, рассредоточению, укрытию и маскировке самолетов (вертолетов), а также к охране и обороне аэродромов (аэродрома, площадки).

Вывод по 4 вопросу

1 Перебазирование осуществляется летным, воздушным и наземным эшелонами.

2.Перебазирование считается завершенным, когда на новые аэродромы (аэродром) перелетят все исправные боевые самолеты (вертолеты), прибудут все штатные подразделения и временные формирования с имуществом, на аэродроме будут развернуты и начнут функционировать средства управления и подготовки самолетов к полетам.


Заключение

В результате изучения темы мы уяснилиобщие требования, предъявляемые к базированию авиационных частейВоенно-воздушных Сил. Кроме того, мы изучили состав структуру аэродрома Из изучения этой системы требований следует, по крайней мере, два следующих вывода. Во-первых, действующие требования к эксплуатационным свойствам авиационных комплексов весьма жесткие. Для их реализации необходима планомерная целенаправленная работа на всех этапах жизненного цикла авиационных комплексов и, в частности, на этапе их эксплуатации. А это в огромной степени зависит от компетентности руководящего состава авиационных частей и подразделений обеспечения. Во-вторых, от уровня компетентности командира, начальника штаба, всех заместителей командира авиационной части, а также командиров подразделений обеспечения зависит и полное использование всех свойств авиационных комплексов, в том числе и эксплуатационных, с целью наиболее полной реализации боевого потенциала авиационных комплексов.


Задание на самостоятельную подготовку:

Проработать материал лекции. Быть в готовности к проведению контрольного опроса по теме лекции. Перенести в конспект и изучить геометрические размеры элементов летного поля и требования к приаэродромной территории (статья 74-97 [3]);

Литература:

1. Наставление по инженерно-авиационному обеспечению (НИАО-90). Часть 1, ― М.: Воениздат, 1990, 246 с.

2. Руководство по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации. Введено в действие Приказом МО РФ № 390 от 30 сентября 2002 г.

3. .СмирновН.Н,ИцковичА.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. — М., Транспорт, 1987, 272 с.

4. МарковскийВ. Бомбардировщики Су-24 в Афганистане — М., ООО «Издательский центр «Экспринт»», 2005, 40 с.

Преподаватель кафедры ВВС и РЭБ

подполковник запаса

А.Сергиенко

 

«___»_____________20___г.