Методы научного исследования

Средства научного исследования

Этапы научного исследования

Уровни научных исследований и творчества.

При проведении исследований.

Лекция №1. Введение. Роль личности и коллектива

 

1) постановка задачи или проблемы;

 

2) предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решений задач данного класса; возникновение идей решения;

 

3) выдвижение и формулирование гипотез, возможных новых научных и технических решений;

 

4) обоснование рабочих гипотез, поиск аналогов в данной и других областях науки и техники;

 

5) выбор и формулирование рабочей гипотезы;

 

6) планирование и организация теоретического или натурного (практического) эксперимента;

 

7) проведение эксперимента;

 

8) анализ и обобщение полученных результатов (регрессионный анализ либо экспертная оценка);

 

9) проверка исходной научной гипотезы на основе полученных фактов, сравнение теоретических и экспериментальных результатов;

 

10) окончательная формулировка новых фактов и законов, формулирование и описание методов;

 

11) разработка функциональной, структурной и принципиальной электрических схем;

 

12) оценка экономической целесообразности и эффективности, прогноз дальнейших исследований в данном направлении.

(средства познания)

 

В ходе развития науки разрабатываются и совершенст­вуются средства познания:

 

-материальные;

-математические;

-логические;

-информационные;

-языковые.

Методы исследования подразделяются на

эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы исследования на две группы:

 

1. Рабочие методы.

К ним относят:

- изучение ли­тературы, документов и результатов деятельности;

- наблюде­ние;

- опрос(устный и письменный);

- метод экспертных оце­нок; тестирование.

2. Комплексные, общие методы, которые строятся на применении одного или нескольких частных методов:

- обсле­дование;

- мониторинг;

- изучение и обобщение опыта;

- опытная работа;

- эксперимент.

Теоретические методы (методы-операции)

 

Теорети­ческие методы определяются по основным мыслительным операциям, кото­рыми являются:

- анализ и синтез;

- сравнение;

- абстрагирование и конкретизация;

- обобщение;

- формализация;

- индукция и дедукция;

- идеализация;

- аналогия;

- моделирование;

- мысленный эксперимент.


Структура научного коллектива

 

 

Структура

 
 

научно-исследовательского института

Формы научно-исследовательской

 
 

деятельности научного коллектива

 

 

 
 

Иерархия системного подхода

 

 

 


 

Дерево целей, построенное

в соответствии с функционально-содержательным принципом

системного подхода

 


 


Схема осуществления цикла научного поиска согласно функционально-структурному принципу системного подхода