Точность расчета времени полета
Пример на анализ точности решения топливно-временной задачи
При анализе точности определения времени полета для самолета Ил-86 с использование автоматизированной системы навигационных расчетов (GraFlite – GF) и предварительных навигационных расчетов (ПНР) были собранны следующие данные (см. табл. 1):
Таблица 1
№ п/п | Дата 2006 г. | № самолета | Аэропорт | Time | Примечание | |||
DEP | LAND | F | GF | DtF-GF | ||||
03.11 | ULLI | UNNT | 3:39 | 3:44 | -5 | |||
03.11 | UNNT | ZBAA | - | 3:36 | - | Данных нет | ||
04.11 | ZBAA | UNNT | 4:09 | 4:17 | -7 | |||
04.11 | UNNT | ULLI | 4:21 | 4:25 | -4 | |||
10.11 | ULLI | UNNT | 3:47 | 3:48 | -1 | |||
10.11 | UNNT | ZBAA | 4:35 | 4:35 | ||||
11.11 | ZBAA | UNNT | 4:02 | 4:07 | -5 | |||
11.11 | UNNT | ULLI | 4:02 | 4:11 | -9 | |||
17.11 | ULLI | UNNT | 3:34 | 3:46 | -12 | |||
17.11 | UNNT | ZBAA | 4:00 | 3:48 | ||||
18.11 | ZBAA | UNNT | 4:05 | 3:53 | ||||
18.11 | UNNT | ULLI | 4:09 | 4:18 | -9 | |||
20.11 | ULLI | HESH | 4:47 | 4:56 | -9 | |||
20.11 | HESH | ULLI | 4:23 | 4:42 | -19 | |||
20.11 | ULLI | HEGN | 4:53 | 5:01 | -8 | |||
20.11 | HEGN | ULLI | 4:29 | 4:44 | -15 | |||
20.11 | ULLI | HESH | 4:57 | 4:56 | ||||
20.11 | HESH | ULLI | 4:31 | 4:42 | -11 | |||
20.11 | ULLI | HEGN | 4:52 | 4:56 | -4 | |||
20.11 | HEGN | ULLI | 4:38 | 4:44 | -6 | |||
20.11 | ULLI | HESH | 4:49 | 4:56 | -7 | |||
20.11 | HESH | ULLI | 4:25 | 4:42 | -17 | |||
21.11 | ULLI | HEGN | 4:55 | 4:52 | ||||
21.11 | HEGN | ULLI | 4:41 | 4:46 | -5 | |||
24.11 | ULLI | UNNT | 3:35 | 3:43 | -8 | |||
24.11 | UNNT | ZBAA | 3:54 | 3:48 | ||||
25.11 | ZBAA | UNNT | 3:47 | 3:55 | -8 | |||
25.11 | UNNT | ULLI | 4:02 | 4:13 | -11 | |||
27.11 | ULLI | HEGN | 4:38 | 4:25 | -7 | |||
27.11 | HEGN | ULLI | 4:45 | 5:10 | -25 | |||
01.12 | ULLI | UNNT | 3:37 | 3:41 | -4 | |||
01.12 | UNNT | ZBAA | 3:50 | 3:48 | ||||
02.12 | ZBAA | UNNT | 3:55 | 4:03 | -8 | |||
02.12 | UNNT | ULLI | 4:07 | 4:26 | -9 | |||
11.12 | ULLI | HEGN | 4:30 | 4:29 | ||||
11.12 | HEGN | ULLI | 5:02 | 5:18 | -16 | |||
11.12 | ULLI | HEGN | 4:52 | 4:29 | ||||
11.12 | HEGN | ULLI | 5:07 | 5:15 | -8 | |||
11:12 | ULLI | HESH | 4:23 | 4:21 | ||||
11:12 | HESH | ULLI | 5:06 | 5:15 | -9 | |||
18.12 | ULLI | HEGN | 4:53 | 4:58 | -5 | |||
18.12 | HEGN | ULLI | 4:40 | 4:39 | ||||
18.12 | ULLI | HESH | 4:46 | 4:56 | -10 | |||
18.12 | HESH | ULLI | 4:34 | 4:48 | -14 | |||
21.12 | ULLI | HEGN | 4:52 | 4:43 | ||||
21.12 | HEGN | ULLI | 4:41 | 4:55 | -14 | |||
21.12 | ULLI | HESH | 4:43 | 4:43 | ||||
21.12 | HESH | ULLI | 5:00 | 4:55 | ||||
25.12 | ULLI | HEGN | 4:19 | 4:21 | -3 | |||
25.12 | HEGN | ULLI | 5:05 | 5:20 | -15 | |||
27.12 | ULLI | HEGN | 4:40 | 4:50 | -10 | |||
27.12 | HEGN | ULLI | 4:40 | 4:48 | -8 | |||
28.12 | ULLI | HESH | 4:45 | 4:43 | ||||
28.12 | HESH | ULLI | 4:36 | 4:51 | -15 | |||
29.12 | ULLI | UNNT | 3:47 | 3:49 | -2 | |||
29.12 | UNNT | ZBAA | 3:50 | 3:49 | ||||
30.12 | ZBAA | UNNT | 3:54 | 4:05 | -11 | |||
30.12 | UNNT | ULLI | 4:06 | 4;14 | -8 | |||
30.12 | ULLI | HEGN | 5:04 | 4:52 | ||||
30.12 | HEGN | ULLI | 4:46 | 4:54 | -8 | |||
30.12 | ULLI | HESH | 4:42 | 4:49 | ||||
30.12 | HESH | ULLI | 4:55 | 4:55 |
Ранжированные данные случайной величины ΔtF-GF 86представлены в табл. 2:
Таблица 2
ΔtF-GF 86= tF86 -tGF86
№ п.п | ΔtF-GF 86, мин | Частота | Процент | № п.п | ΔtF-GF 86, мин | Частота | Процент |
-25 | 1,6 | -4 | 4,9 | ||||
-19 | 3,3 | -2 | 3,3 | ||||
-17 | 1,6 | -1 | 1,6 | ||||
-16 | 1,6 | 1,6 | |||||
-15 | 4,9 | 8,2 | |||||
-14 | 3,3 | 3,3 | |||||
-12 | 1,6 | 1,6 | |||||
-11 | 4,9 | 1,6 | |||||
-10 | 3,3 | 1,6 | |||||
-9 | 6,6 | 1,6 | |||||
-8 | 14,8 | 1,6 | |||||
-7 | 3,3 | 4,9 | |||||
-6 | 1,6 | 3,3 | |||||
-5 | 6,6 | 1,6 | |||||
Итого: | 100,0 |
При наличии достаточной выборки производится проверка, какому закону подчиняется случайная величина.
Результирующие данные представлены в табл. 3.
Таблица 3
Параметр | ΔtF-GF 86 |
Количество участков полета | |
Размах, мин | |
Минимум, мин | -25 |
Максимум, мин | |
Сумма ΔtF-GF 86, ч., мин | -4:32 |
Среднее (мат. ожидание), мин | -4,5 |
Двойная СКП (95%), мин | ±18,6 |
Пределы точности, мин | -23÷14 |
Средняя продолжит. полета, мин | 270,4 |
Относительная погрешность, % | 6,9 |
Размах – абсолютное значение погрешности между минимумом и максимумом.
Пределы точности:
ΔtП = mt ±2σt = -4.5 ± 18.6 = -23.1÷14.1 мин.
Относительная погрешность:
.