ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

СРЕДСТВА БЫСТРОЙ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ

Необходимость создания большого числа прикладных программ различного назначения привела к пересмотру инструментов создания компьютерных программ. В традиционном программировании на первом месте стоит написание программных кодов по вычислению тех или иных величин, а затем создание интерфейса. Традиционный путь создания прикладных программ достаточно длинный и трудоемкий.

С целью увеличения производительности труда программиста и сокращения времени создания прикладных программ разработаны средства быстрой разработки приложений — RAD (Rapid Application Development). Разработка компьютерных программ с использованием RAD предусматривает два этапа:

• создание интерфейса;

• написание программных кодов по вычислению значений или выполнению различных операций (поиск, сортировка, фильтрация и т. д.).

Наиболее трудоемкая часть работы программиста — создание интерфейса — автоматизирована и сводится к размещению элементов интерфейса на специальном поле формы. При этом геометрические размеры и место расположения элемента интерфейса описываются программными кодами автоматически. Изменение размеров и положения элемента интерфейса производится традиционными приемами, предусмотренными в WINDOWS, с автоматической корректировкой программных кодов. Программисту остается написать в специальном месте программные коды, которые описывают реакцию на выбор элемента интерфейса. Например: если выбрана кнопка «Поиск», то программные коды, описывающие реакцию на выбор кнопки, содержат описание одного из методов поиска.

Среды программирования, содержащие средства RAD, должны иметь:

• объектно-ориентированный язык программирования;

• визуальные средства разработки, то есть средства графического создания интерфейса;

• возможность создания индивидуальных элементов интерфейса на основе стандартных элементов;

• возможность создания программных продуктов по технологии клиент-сервер;

• поддержку различных протоколов обмена данными.

 

Лекция №1 «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий.

Цели:

Образовательные:

- Способствовать формированию системы знаний, умений и навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий используемых в образовании.

- Познакомить с базовыми понятиями курса: информационный процесс, информатизация, информационные технологии.

- Развивающие:

- Развивать и стимулировать исследовательскую деятельность студентов.

- Воспитательные:

- Формировать мотивацию к информационной педагогической деятельности.

- Воспитывать ответственность за результаты своей деятельности.

1. Сущность, роль и значение процесса информатизации в общественном развитии.

2. Характеристика информационного общества, проблемы информатизации общества.

3. Информатизация российского образования: цели, задачи, тенденции развития, проблемы. Классификации информационных и коммуникационных технологий.

4. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий.

5. Роль информационных и коммуникационных технологий в реализации новых стандартов образования.

 

I. Понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий.

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

Информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. Целью информатизации общества является улучшение качества жизни людей за счет одновременного увеличения производительности и облегчения условий труда.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.

II. Сущность, роль и значение процесса информатизации в общественном развитии.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Информатизация общества- реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Основной целью информатизации является обеспечение решения актуальных внутренних проблем государства и прежде всего - удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом.

III. Характеристика информационного общества, проблемы информатизации общества.

Информационное общество – это «общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества». Общество можно назвать информационным, если в нем более 50% населения занято в сфере информационных услуг. Информационное общество отличается от предыдущих тем, что главным фактором в нём выступают не материальные, а идеальные факторы:

· знание и информация. Отличительными особенностями такого общества являются:

· увеличение роли информации в жизни общества;

· рост доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни людей;

· создание глобального информационного пространства.

IV. Информатизация российского образования: цели, задачи, тенденции развития, проблемы. Классификации информационных и коммуникационных технологий. Влияние информатизации на сферу образования.

Так как образование находится между производством и наукой, оно должно соответствовать и уровню развития общественного производства, и состоянию науки. Во второй половине ХХ века производство и наука развивались быстрыми темпами, в то время как образование эволюционировало очень медленно. В результате назрели весьма глубокие противоречия между производством и наукой, с одной стороны, и образованием, с другой.

В начале 70-х годов наступил кризис образования, который, несомненно, имел глобальный характер и определялся социально-политическими и экономическими процессами, а также качественными изменениями в развитии науки и техники, особенно информатики. Стало очевидным, что необходимо совершенно иное направление развитиясовременной системы образования - курс на индивидуализацию, самостоятельность обучения.

Все большую силу набирает демократизация, компьютеризация и гуманизация образования, свободный выбор программы обучения, создание системы непрерывного образования.

Этапы информатизации образования

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей, а затем гуманитарных (конец 60-х - начало 70-х годов). Предполагалось обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

Данный подход предусматривал формирование у студентов алгоритмического стиля мышления, овладение языком программирования, освоение умений работы на ЭВМ. Но отсутствие удобных в работе, понятных для обычного пользователя программных средств не способствовали широкому использованию вычислительной техники в сфере гуманитарного образования.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) протекал с середины 70-х годов по 90-е годы и был связан с появлением более мощных компьютеров, упрощенного программного обеспечения. Подобные компьютерные образовательные технологии позволили с помощью моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий этап, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий, что, конечно, является немаловажным.

Основные задачи информатизации образования

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи.

Основными из них являются:

- повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

- применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

- адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

- обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

- разработка информационных технологий дистанционного обучения;

- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

А также важнейшей задачей информатизация сферы образования должно стать опережение информатизации других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процесс е образования, лежат в основе всех видов деятельности человека.

V. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий.

Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе.

Периферийные устройства компьютера, такие как монитор и колонки часто используются в образовании для улучшения усвоения аудио и визуальной информации учащимися.

Дидактическое использование информационных и коммуникационных технологий в образовании.

- отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;

- возможность поиска интересующей информации;

- возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;

- возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков; организация общения с преподавателем курса.

- подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;

- хранение и резервирование информации;

- систематизация информации;

- распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;

- обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;

- загрузка информации с различных носителей.

VI. Роль информационных и коммуникационных технологий в реализации новых стандартов образования.

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий.

для поиска литературы в электронном каталоге библиотеки учебного заведения в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.)

для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.

для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (Abby Lingvo 7.0.);

для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);

для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);

для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта);

для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Также информационные технологии могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.