Нормы уголовного закона и безопасность государственных секретов

Классификация информационных потоков

Критерии классификации информации

Информация, которая подлежит защите

Предпринимательская (коммерческая) деятельность тесно взаимосвязана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Возникает вопрос: вся ли эта информация подлежит защите или только отдельные ее группы? Если же для защиты выделяется только определенная группа информации, то по каким критериям (свойствам)?
Отвечая на поставленные вопросы, следует подчеркнуть, защите подлежит не вся инфор-мация, а только та, которая представляет ценность для предпринимателя. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полезность, своевременность и достоверность поступивших сведений.
Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.
В свою очередь, полезность информации зависит от своевременного ее доведения (полу-чения) до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку. Результат - время упущено, информация теряет свою полезность.

 

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и кажущуюся их полезность для предпринимателя. При этом сам факт (например, желание конкретного лица заключить договор купли-продажи) может существовать реально, тогда как сведения о нем содержат искаженное представление.

 

Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточного опыта или профессиональных знаний) источником факта или умышленное, с определенной целью, искажение о нем сведений. Как правило, сведения, представляющие интерес для предпринимателя, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.
Можно сослаться еще и на такой критерий, как полнота информации. Однако вести речь о том, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы, доволь-но затруднительно и, к тому же, малоэффективно. В предпринимательской деятельности этот критерий особой роли не играет.
В итоге, субъект оценки предпринимательской информации, ее владелец (собственник), на основании совокупности перечисленных критериев, определяется ценность поступивших сведений для своей хозяйственной деятельности и принимает по ним оперативное решение.
Кстати, в зарубежной экономической литературе предпринимательская информация рассматривается не в качестве средства достижения положительного результата (прибыли), а прежде всего условия, способствующего или препятствующего его наступлению. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора предпринимательской информации, т.е. выступать в качестве предмета купли-продажи. Например, отдельные ведомства командно-административной системы достаточно профессионально учитывали и использовали фактор стоимости информации в своих интересах.
Определение стоимости тех или иных сведений требует дифференцированного подхода. В одних случаях, дешевле обойдется метод собственных проб и ошибок, в других же, целесо-образнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобных ошибок, а в-третьих, как сохранить ценную информацию от доступа посторонних лиц, чтобы не потерять ее стоимость, а, следовательно, ожидаемую от нее результативность. Факт утечки информации напрямую связан с падением ее ценности для лица, из владения которого она вышла.

 

Если подвести итог краткому анализу, то можно убедиться, что субъекты предпринима-тельства, формы и направления их деятельности далеко не равнозначны, а, значит, и информационные потоки, циркулирующие в этих сферах, не равноценны.
Так, государственные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельнос-тью, могут обладать сведениями, определяемыми как государственные или служебные секреты.
Информация государственных режимных предприятий (учреждений), в зависимости от степени важности (ценности), подразделяется на сведения, составляющие:
* государственную тайну;
* военную тайну;
* служебную тайну;
* иные сведения, не составляющие тайны, но представляющие интерес для иностранных спецслужб.

Наряду с режимными мерами, безопасность государственных секретов обеспечивается также нормами уголовного закона.
Уголовная ответственность за передачу, а равно сбор и хранение сведений, составляю-щих государственную тайну с целью передачи ее иностранному государству предусмотрена ст. 276 Уголовного кодекса.
Защита государственной секретной информации возложена на сотрудников режимных служб и правоохранительных органов (ст. 126 УПК РСФСР).
Обеспечение безопасности государственной интеллектуальной собственности под грифом “сов. секретно”, “секретно” не имеет прямого отношения к защите частной предпри-нимательской информации. Однако следует указать на некоторые исключения. В случае, если спецслужба иностранного государства проявит интерес к получению определенной предпринимательской информации, то наряду с другими мерами оказывать ей противодей-ствие будет и контрразведка. Под защиту специальных органов государства может быть взята предпринимательская информация, оцененная как особо важная не только для ее частного собственника, но государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.
Что касается основной массы предпринимательской информации, то она подобной уголовно-правовой, оперативно-следовательской и режимной защитой не обладает и не пользуется.