Этапы развития автоматизированных информационных технологий

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.

В современном обществе основным техническим средством техноло­гии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял на концепцию построения и использования техно­логических процессов и на качество результатной информации. Инфор­мационная технология управления предъявляет самые высокие требования к человеческому фактору, оказывая влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.

Современная автоматизированная информационная технология ба­зируется на активном участии в информационном процессе пользователей; удобном, дружественном пользовательском интерфейсе; широком использовании пакетов прикладных программ общего и профессионального назначения; доступе пользователя к удаленным базам данных и программам путем использования вычислительных сетей.

Чтобы достичь такого уровня информационная технология прошла несколько этапов в своем развитии. Развитие автоматизированных ин­формационных технологий определяется различными признаками клас­сификационных характеристик. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии, основной целью которого становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека. Этапы развития информационной технологии классифицируются по ряду признаков.

1. По виду задач и процессов обработки информации.

Первый этап: конец 1950-х – начало 60-х гг. ЭВМ I и II поколения. ЭВМ обеспечивает частичную обработку данных и используется для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету, решению отдельных оптимизированных задач в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

Второй этап: 1960-е г. – начало 70-х гг. ЭВМ II и III поколения. Используется ЭСОД – электронная система обработки данных. ЭВМ обеспечивает электронную обработку плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдачу машиннограмм на бумажных носителях. Появление во второй половине 60-х гг. больших производительных ЭВМ в вычислительных центрах позволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования электронной (компьютерной) технологии управления, которая должна содержать как минимум три компоненты обработки информации: учет, анализ и принятие решений.

Третий этап: 1970-е гг. ЭВМ III поколения. Производится централи­зованная автоматизированная обработка информации в условиях вычислительных центров и в вычислительных центрах коллективного пользования. ЭВМ обеспечивает комплексную обработку информации на всех этапах управленческого процесса деятельности предприятия. Осуществляется переход к разработке подсистем автоматизированных систем управления: материально-технического снабжения, товародвижения, контроль запасов и транспортных перевозок, учет реализации готовой продукции, планирование и управление.

Четвертый этап: 1980-е гг. ЭВМ IV поколения. Разработана и ис­пользуется специализация технологических решений на базе мини-ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной уни­версализацией способов обработки информации на базе мощных супер-ЭВМ. Данный этап характеризуется развитием автоматизированных систем управления технологическими процессами, систем автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированных систем управления предприятиями, общегосударственных и отраслевых автоматизированных систем управления, которые включают автоматизацию плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и пр. Наметилась тенденция к децентрализации обработки данных и решению задач в многопользовательском режиме, к безбумажной эксплуатации вычислительной техники.

Пятый этап: конец 80-х гг. ХХ в. – по настоящее время ЭВМ V поколе­ния. Создаются информационные технологии, направленные на решение стратегических задач. Внедряется новая информационная технология – сочетание вычислительной техники, средств связи и оргтехники. Современный этап характерен комплексным решением экономических задач, в которых:

– получил развитие объектно-ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области;

– используется широкий спектр приложений;

– широкое развитие получила сетевая организация информационных структур;

– выражена тенденция преобладания интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники;

– реализован интеллектуальный человекомашинный интерфейс;

– используются системы поддержки принятия решений.

2. По проблемам, стоящим на пути информатизации общества.

Первый этап: 1950 – 60-е гг. характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппа­ратных средств.

Второй этап: 1960 – 70-е гг. характерен распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа – отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

Третий этап: 1980-е гг. – компьютер становится инструментом не­профессионального пользователя, а информационные системы – средством поддержки принятия его решений. Проблемы: максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

Четвертый этап: 1990-е гг. по настоящее время характеризуется соз­данием современной технологии межорганизационных связей и инфор­мационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

– выработка соглашений и установление стандартов и протоколов для компьютерной связи;

– организация доступа к стратегической информации;

– организация защиты и безопасности информации.

3. По преимуществу, которое приносит компьютерная технология.

Первый этап: начало 1960-х гг. характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основной критерий оценки эффективности создаваемых информационных систем – разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основная проблема – психологическая: плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

Второй этап: с середины 1970-х гг. связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем, ориентация смещается в сторо­ну индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

Третий этап: 1990-е гг. по настоящее время связан с понятием ана­лиза стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ин­формационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

4. По виду инструментария.

Первый этап: до второй половины XIX в. – использовалась ручная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

Второй этап: с конца XIX в. – применялась механическая технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

Третий этап: 1940-е – 60-е гг. – использовалась электрическая техноло­гия, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменилась цель технологии, акцент начинает переме­щаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

Четвертый этап: 1970-е гг. – середина 1980-х гг. пришло время элек­тронной технологии, основным инструментарием которой стали большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

Пятый этап: с середины 1980-х гг. по настоящее время – этап компь­ютерной (новой) технологии, основным инструментарием которой стал персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. Происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений и экспертных систем.