Таким образом, азиатское внешнеполитическое направление постепенно становится наиболее перспективным и эффективно развивающимся.

Азиатская политика России за последнее время существенно изменилась. Само формирование азиатского направления внешней политики воспринима­ется как способ преодолеть зависимость от Запада.

Восточное направление внешней политики Российской Федерации.

Шагом в укреплении отношений двух стран стал отказ Вашингтона в мае 1993 г. от проекта «звездных войн», или «стратегической оборонной инициативы» (СОИ) бывшего президента США Р. Рейгана Он был дезавуирован, но вместо него было решено развернуть работы по созданию наземной ПРО (противоракетной обороны), хотя создание такой системы было ограничено Договором 1972 г.

Российская Федерация и США.

Российская федерация и НАТО.

В 1993 г. в соответствии с Маастрихтским Договором был образован Европейский Союз (ЕС), объединивший 12 стран: Бельгию, Великобрита­нию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксем­бург, Нидерланды, Португалию и Францию. В 1994 г. в ЕС вступили Авст­рия, Норвегия, Финляндия и Швеция.

Россия довольно активно сотрудничала с ЕС в 1993-1997 гг. На основе полугодовых планов с 1995 г. стали проводиться консультации экспертов МИД России — «тройка» ЕС по актуальным вопросам европейской и миро­вой политики. С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнер­стве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), которое предусматривает развитие углубленных отношений между ними в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях. Однако в 1998 г. резко сократился и российский экспорт в ЕС, и западноевропейский экспорт в Россию. Заметно уменьшились иностранные инвестиции в рос­сийскую экономику. С осени 1999 г. приток инвестиций вновь начал увели­чиваться, но в целом инвестиционная активность европейского бизнеса в России остается на низком уровне.

В 2000 году саммиты Россия-ЕС состоялись в Москве 29 мая и в Париже 30 октября. Кроме того, 3 марта 2000 г. в Лиссабоне состоялись переговоры министра иностранных дел России И.С. Иванова с представителями руко­водящей «тройки» ЕС.

Одной из наиболее острых тем этих встреч оставалось положение в Чечне. Обсуждению этого вопроса была посвящена состоявшаяся 2 марта 2000 г. в Лиссабоне, столице председательствовавшей в ЕС Португалии, встреча ЕС-Россия на министерском уровне. Евросоюз представляли министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин, X. Солана и член Европейской комиссии К. Пэттен, Россию — И.С. Иванов. Стороны обсудили вопрос о присутствии и наблюде­нии международных организаций за обстановкой в Чечне, в первую очередь с целью объективного расследования случаев нарушения прав человека. Согла­сие Москвы на приезд наблюдателей из Совета Европы было воспринято пред­ставителями ЕС позитивно, но сочтено недостаточным; они настаивали на усилении «международного присутствия», в том числе через ОБСЕ.

 

 

17-18 января 2001 г. нанес визит в Москву Крис Пэттен, член Комиссии, ведающий внешними связями ЕС; в середине февраля он повторил визит в составе «тройки», включавшей также Хавьера Солану и Анну Линд, министра иностранных дел Швеции — государства, председательствующего в ЕС в первом полугодии 2001 г. В ходе обеих встреч было рассмотрено общее состояние отношений Россия-ЕС и обсуждены направления сотрудничества, имеющие приоритетный характер: некоторые аспекты расширения Евросоюза; долгосрочные перспективы энергетического сотрудничества; перспективы вступления России в ВТО; ситуация на Балканах и Ближнем Востоке; проблемы, возникшие в связи с намерением США приступить к созданию новой национальной системы ПРО, отказавшись от подписанного в 1972 г. договора по ПРО.

Ориентация на развитие сотрудничества с Россией четко проявилась также в очередной рабочей программе осуществления «Коллективной стратегии ЕС по отношению к России», опубликованной в конце января Швецией как председательствующим государством.

Что касается расширения ЕС, то центральным и наиболее сложным вопросом является будущее Калининградской области, которая после вступления в Союз Польши и Литвы окажется внутри него. 16 января Европейская комиссия представила сообщение «ЕС и Калининград», в котором изложила свое видение проблем и подходов к их решению.

Следует также отметить, что на последних саммитах ЕС тема Чечни отшла на задний план. В нескольких предельно лаконичных заявлениях по поводу — в частности, в заявлении Комиссии от 22 февраля — акцент сделан на необходимости обеспечения условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению, особенно беженцам, под наблюдением независимых неправительственных организаций.

Своего рода итогом развития отношений между ЕС и Россией стало приглашение В.В. Путина на саммит ЕС 23-24 марта в Стокгольме.

В 1994 году Россия подала заявку на членство в Всемирной Торговой Организации, проводятся консультации с 50 странами — членами ВТО. Предметы обсуждения — степень открытости российского рынка и снятие таможенных барьеров, масштабы государственной поддержки отдельных отраслей экономики и скрытое субсидирование российской промышленности через низкие тарифы на электроэнергию.

В настоящее время вопрос о вступлении России в ВТО уже практически решен. Однако, двусторонние соглашения о тарифной политике, предваряю­щие присоединение России к ВТО, не подписаны ни с одним из шестидесяти стран-членов этой организации, с которыми российская сторона проводит пе­реговоры. Вместе с тем уже в 2002 г. эти соглашения могут быть подписаны с 10-12 странами-членами ВТО.

В настоящее время Россия согласовала с членами ВТО уровень тарифов по 70% товарных позиций, общее число которых насчитывает 11 тысяч.

Министерство экономического развития и торговли РФ планирует к ию­лю 2002 года завершить переговоры по тарифным вопросам с участниками Всемирной торговой организации.

 

Распад СССР и всего социалистического лагеря сделал не актуальным само существование НАТО. Противостоявший НАТО военный блок — ОВД был расформирован еще в 1991 г., а к 1995 г. Россия уже вывела свои войска из всех стран бывшего ОВД.

После распада ОВД наметилась ряд стран бывшего социалистического ла­геря выразил желание вступить в НАТО. Первоначально Россия не противо­действовала этому — президент Б.Н. Ельцин, будучи в Польше в 1993 году, заявил, что Россия возражать против приема Польши в НАТО не будет, B.C. Черномырдин, будучи в 1994 году в Венгрии, практически подтвердил то же самое. Министр иностранных дел А.В. Козырев был сторонником вступле­ния России в НАТО. В июне 1994 г., в ответ на предложения США и руково­дства НАТО, Россия, как и другие страны СНГ, присоединилась к программе «Партнерство во имя мира». На декабрьском 1994 г. совещании ОБСЕ (СБСЕ) в Будапеште большинство лидеров европейских государств пришли к соглаше­нию о возможности принять рад стран Восточной Европы в НАТО.

С приходом нового министра иностранных дел Е.М. Примакова позиция России в вопросе о расширении НАТО изменилась. Официальная точка зрения на расширение НАТО была изложена в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г.

В Посланиях говорилось, что Россия отрицательно относится к расширению НАТО на восток, поскольку оно противоречат интересам безопасности России.

Россию, в первую очередь, беспокоит именно военный аспект расширения НАТО, возможность приближения к границам России военной инфраструктуры, перемещение ядерных сил, сокращение подлетного времени, а также вопросы, связанные с изменением военного баланса в области обычных вооружений.

Кроме того, расширение НАТО на восток может привести к новому рас­колу Европы, а также снизить значения других европейских общеполитиче­ских организаций.

состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. Во вторую очередь в НАТО должны были быть приняты остальные бывшие участники ОВД, а в третью очередь — страны Балтии.

В 1999 г. отношения России и НАТО существенно осложнились. Одной из причин этого стали события в Югославии в марте-июне 1999 г. После длитель­ных и безрезультатных переговоров по урегулированию конфликта вокруг Косо­во, США начали бомбардировку Белграда. Россия пыталась принять участие в урегулировании конфликтов и на стадии переговоров, и во время военных дейст­вий. Конфликт в Югославии показал, что новое соотношение сил уже фактически сложилось: Румыния закрыла свои воздушные и морские порты для российских грузов в направлении Сербии, оказывала пассивную поддержку операциям НА­ТО, которая, однако, оказалась очень кстати для организации воздушных налетов на Сербию весной 1999 года. Помимо этого свое воздушное пространство для авиации НАТО открыла Болгария, поступив точно так же, как новый член НАТО Венгрия. Македония и Албания принимали на своей территории войска альянса, в частности, в интересах собственной безопасности, но также и в интересах воен­ных действий в Косово и организации снабжения миротворческих сил через гре­ческие Салоники. Все это привело к налаживанию новых отношений этих стран с НАТО в сфере политики безопасности и в военной области. С момента начала войны в Косово они образуют атлантическую зону безопасности, хотя политиче­ское влияние альянса на эти территории остается ограниченным и условным. Россия, фактически, оказывается в изоляции.

Другой причиной напряженности в отношениях России и НАТО стал «чеченский вопрос».

Возникла реальная возможность прямого вмешательства объединившихся западных стран в дела России — ощутимых экономических, политических и даже военных санкций в случае продолжения военных действий в Чечне.

В этих условия российское руководство неоднократно подчеркивало, что «чеченский вопрос» — внутреннее дело РФ.

Однако с 2000 г. проблема стала трактоваться несколько иначе. Несо­мненна оказалась связь чеченских террористов не только с панисламистами, но и с целым рядом государств, враждебно настроенных по отношению к РФ. Опыт борьбы с чеченским терроризмом заставил государство шире взглянуть на проблему терроризма вообще и международного терроризма, в частности.

Осознание необходимости организации борьбы с терроризмом в государст­венном масштабе нашло отражение в новой концепции Национальной безопас­ности (Указ И.О. Президента РФ В.В. Путина 10 января 2000 года № 24).

· Было признано целесообразным принять неотложные меры по активизации сотрудничества и взаимодействия с государствами Закавказья, другими государ­ствами-участниками Содружества Независимых Государств в сфере обеспече­ния взаимной безопасности, борьбе с организованной преступностью и между­народным терроризмом в соответствии с заключенными договорами в этой области;

· информировать мировое сообщество о причинах расширения терроризма на территории России и последствиях дестабилизации обстановки на Северном Кавказе;

· обратить через ООН внимание руководителей иностранных государств на ответственность в соответствии с нормами международного права за попустительство действиям террористов и необходимость усиления совместной борьбы с терроризмом.

 

11 сентября 2001 г. в США произошли террористические акты, в результате которых в Нью-Йорке погибло 92 пассажира и члена экипажа авиарейса компании «Америкэн эйрлайнс» и 65 человек с рейса 175 компании «Юнайтед эйрланс», в Вашингтоне погибли 189 человек, в том чмсле 125 - в здании министерства обороны, и 64 пассажира и члена экипажа рейса 77 авиакомпании «Америкэн эйрлайнс». В Пенсильвании, где пассажиры рейса 93 компании «Юнайтед эйрлайнс» вступили в борьбу с террористами на борту самолета, погибли 44 пассажира и членов экипажа самолета.

Ответом на это стала антитеррористическая операция в Афганистане, проводившаяся, в основном, силами США и Великобритании. Российская Федерация поддержала США.

С этого момента отношения РФ и НАТО входят в новую стадию.

С одной стороны, участники НАТО, и прежде всего США, говорят о новых целях Североатлантического союза — борьба с международным терроризмом и создание системы коллективной безопасности.

С другой стороны, отношения РФ и НАТО предлагается строить по принципу «двадцатки». Идея эта была высказана Энтони Блэром во время его визита в Санкт-Петербург в октябре 2001 г.

При этом Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в полном масштабе и на то, чтобы влиять на оборонную политику НАТО. Предполагается, что Россия станет равноправным партнером НАТО лишь в некоторых вопросах, круг которых еще не определен. Очевидно, главным среди них будет борьба с международным терроризмом.

 

В начале 90-х годов позицию Российской Федерации отличало стремление к максимальному сближению с США.

В апреле 1993 г. в Ванкувере прошла первая встреча президента Б. Клинтона с президентом РФ Б.Н.Ельциным. Одним из результатов встречи стало поручение Клинтона вице-президенту Гору курировать американо - российские отношения. Дальнейшие отношения двух стран развивались как в формате диалога президентов, так и в рамках деятельности комиссии «Гор-Черномырд». Активно содействовал налаживанию российско-американских деловых связей Совет по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ-США (СТЭС), Американо - российский деловой совет и Американская торговая палата в России.

Параллельно с экономическими отношениями между РФ и США развались и военные контакты. Важным этапом в создании атмосферы между двумя государствами стала достигнутая ими в декабре 1994 г. договоренность «в принципе» об обмене секретной информацией о размерах и составе их ядерных арсеналов. Военные представители должны были обмениваться детальными отчетами о том, какое количество боего­ловок каждая из стран изготовила начиная с 1945г., сколько боеголовок бы­ло выведено из строя или намечено к ликвидации, а также о сроках, в которые Россия и США выполнят соглашения в военной области, заклю­ченные за время пребывания у власти президентов Рейгана и Буша.

Одновременно с достижением этой договоренности российский самолет АН-124 доставил на военную базу в Алабаме (США) образцы советского про­тивовоздушного и противоракетного оборудования.

В мае 1995 г., во время пребывания в Москве Б. Клинтона, вновь была подтверждена приверженность обоих государств Договору по ПРО 1972 г.

Одним из факторов, приведших к некоторому ухудшению отношений двух стран, явилась победа на промежуточных выборах в Конгресс США в ноябре 1994 г. Республиканской партии. С этого момента некоторые поли­тики США начинают критиковать Клинтона за его недостаточно активную и жесткую внешнюю политику, в том числе и в отношении России.

В то же время, в российско-американских отношениях процесс расши­рения сотрудничества почти постоянно сопровождается обострениями от­ношений между двумя державами. Так, например, США неоднократно гро­зили сократить или прекратить вообще помощь РФ, выражая поддержку требованиям Японии о возвращении ей Южных Курил. В апреле 1993 г. очередной демарш в пользу Японии был дополнен приглашением прибал­тийских республик к участию в маневрах США и НАТО в Балтийском море. Кроме того, американцы требовали ускорить и завершить вывод российских войск из стран Балтии с явной перспективой скорейшего принятия их в НАТО. В августе 1993 г. Вашингтон, например, выразил свое недовольство продажей российской подводной лодки Ирану. США неоднократно возра­жали также против поставок Индии, Ирану, Ливии и другим странам рос­сийских ракетных двигателей, горючего и технологии, обвиняя Москву в нарушении режима их нераспространения.

В 1995 г. фактически перестала действовать комиссия «Гор-Черномырдин». Причиной стало обвинение B.C. Черномырдина в коррупции.

В 1996 г. в США прошли президентские выборы. «Вторая администра­ция» Б. Клинтона продолжает активные контакты с Россией.

На встрече президентов России и США 21 марта 1997 г. в Хельсинки бы­ло принято совместное заявление о параметрах будущих сокращений ядер­ных вооружений, согласно которому стороны обязались приступить к перего­ворам по соглашению СНВ-3 после вступления в силу Договора СНВ-2.

В июне 1997 г. по настоянию Вашингтона, Россия была впервые допущена к участию во встрече «Большой семерки» в Денвере (США). Этот «дипломатический жест доброй воли» был важен как знак признания международного статуса России и российского руководителя, стремления Запада иметь с РФ «партнерские отношения».

В 1997 г. довольно радикальные изменения претерпела военная доктрина США. Теперь США оставляет за собой право нанесения ядерных ударов как по военным объектам, так и по ядерным арсеналам целого ряда стран, в том числе РФ и Китая.

Соответствующая военная доктрина была принята в НАТО, что не сорвало, однако, контактов и договоренностей о сотрудничестве России с этой организацией. В сентябре 1997 г. министры иностранных дел России и стран НАТО провели первую сессию Совместного постоянного совета. Выступая на этой сессии, тогдашний помощник президента Клинтон по вопросам национальной безопасности Э. Лейк разделил все государства мира на враждебные, тоталитарные или авторитарные, по его выражению диктатуры и демократические, либеральные, во главе с США, возвращаясь к старой биполярной системе мира периода холодной войны.

В дополнение к официальной военной доктрине США, относящейся к межгосударственным отношениям, в Вашингтоне разработали так называемую «доктрину Клинтона». Это дополнение предусматривало превентивную военную политику, направленную против угрозы распространения и применения такого оружия массового уничтожения, как химическое или бактериологическое, и источников этой угрозы — «террористических государств (вроде Ирака, Ливии) или организаций.

Серьезные противоречия между Россией и США возникли в результате ракетно-воздушных ударов американцев по Ираку, планировавшихся еще с января 1998 г. Россия, как и многие другие страны, резко осудила военные акции США против Ирака, предпринятые в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН. Аналогичная ситуация сложилась круг Косово и Сербии, которая также оказалась под ударам американских бомб и ракет.

Другими проблемами во взаимоотношении двух стран стали «расширения НАТО на Восток», отношение Соединенных Штатов к «чеченскому вопросу».

В 2001 г. в США поменялась администрация — на выборах победил республиканский кандидат — Джордж Буш. В своей предвыборной кампании он неоднократно подчеркивал стремление США выйти из договора по ПРО.

Первая встреча В.В. Путина и Дж. Буша прошла в Люблянах 2001 г. Никаких соглашений на этой встрече достигнуто не было, стороны лишь выясняли позиции друг друга.

В июле состоялась новая встреча президентов — на этот раз на саммите «восьмерки» Генуе. В ходе встречи В.В. Путин выразил готовность вести переговоры с США о НПРО. Итогом переговоров стало совместное заявление. Оно посвящено развитию экономических отношений между Россией и США. Президенты поддержали учреждение нового института двустороннего сотрудничества, который получил название «Российско-американского делового диалога». Как подчеркивалось в совместном заявлении, лидеры двух стран намерены содействовать развитию экономических реформ, улучшению инвестиционного климата, а также скорейшей интеграции России в ВТО.

 

 

1. Для России главными на азиатском направлении становятся отношения с Китаем. Именно на встречах с китайскими руководителями Россия провоз­глашала свою приверженность идеям многополярного мира (в свою очередь, КНР фактически поддержала действия в Чечне). Президент Б.Н. Ельцин че­тырежды побывал в Китае — в 1992 г., апреле 1996 г., ноябре 1997 г. и декаб­ре 1999 г.Председатель КНР Цзян Цзэминь посетил Москву в апреле 1997 и ноябре 1998 г. Еще более частыми были контакты на уровне глав прави­тельств: Черномырдин нанес визит в Пекин в июне 1997 г., С. Кириенко — в июле 1998 г. Со своей стороны, премьер Госсовета КНР Ли Пен был в России в 1995 г., 1996 и 1998 г., а сменивший его Чжу Жунцзи — в феврале 1999 г.

2. Закономерным для азиатской политики РФ стало формирование «ази­атской пятерки», в которую вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

«Пятерка» была создана в 1996 году. «Шанхайской пятерке» за пять лет существования удалось достичь больших результатов: создан антитеррори­стический центр в Бишкеке, выполняется соглашение об отводе войск от границ на определенное расстояние. «Шанхайская пятерка» стала первой структурой, которая была создана без участия США. В августе 1999 г. в Бишкеке прошел саммит «пятерки», на котором стороны подтвердили свою готовность к альянсу. Фактически данное образование явилось симметрич­ным действием относительно создания «европейской тройки». Россия в этой евроазиатской системе претендует на роль интеграционного центра, формирующего трансконтинентальную ось Париж — Берлин — Москва — Пекин с подключением ряда центральноазиатских государств.

В июне 2001 г., накануне встречи В.В. Путина и ДЖ. Буша в Любляне, состоялся очередной саммит «Шанхайской пятерки».

Американский президент накануне встречи в Любляне совершал евро­пейское турне, в очередной раз «обкатывая» на своих европейских парт­нерах идею создания системы НПРО. России же было крайне важно зару­читься поддержкой Китая по отношению к американскому проекту создания НПРО. Однако официальная повестка дня Шанхайского форума обсуждения вопроса по ПРО не предусматривала: традиционно речь шла прежде всего о консолидации усилий по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. Кроме того, «Шанхайская пятерка» успешно превратилась в «шестерку» - присоединился Узбекистан. Теперь «пятерка» официально стала именоваться Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). В Шанхае подписан Договор о борьбе с терроризмом и экстремизмом, и создана региональная антитеррористическая структура со штаб-квартирой в Бишкеке. Следующая встреча организации сотрудничества состоялась в 2002 году в Mocкве.

Во время Шанхайского саммита 2001 г. пресс-секретарь иностранный дел Китая сделал очень важное заявление - о том, что китайские власти по-прежнему «принципиально и жестко выступают против американских планов создать систему противоракетной обороны», и что Пекин поддерживает позицию России в пользу сохранения глобального равновесия.

Причина жесткой позиции Китая: система противоракетной обороны США нацелена прежде всего против него. Сегодня у КНР 30 межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками (у США около 7000). Если США развернут в Восточной и Юго – Восточной Азии систему ПРО, китайский потенциал окажется практически бесполезным.

Летом 2001 г., вскоре после люблянской встречи Буша с Путиным; состоялся визит председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву, было запланировано подписание российско-китайского Договора о мире.

3. Другим важным партнером на Дальнем Востоке для России является Япония.

В апреле 1993 г. правительство Японии выразило готовность оказать содействие России на общую сумму 100 млн. долларов в области утилизации ядерного оружия бывшего Советского Союза.

В октябре 1993 г. Б.Н. Ельцин нанес визит в Японию, в ходе которого были подписаны

  • Декларация о перспективах торгово-экономических и научно-технических отношений,
  • Меморандум об оказании Японией содействия ускорению реформ в РФ,
  • Меморандум об оказании экстренной гуманитарной помощи.
  • В ноябре 1994 г. был подписан Меморандум об учреждении Российско-Японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК).
  • Соглашением, подписанным 14 июля 1995 г. в Токио определены функции, структура и порядок работы МПК.
  • 9 июня 1997 г. в Токио было проведено 2-е заседание МПК, в ходе которого рассматривались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества и оказания Японией экономической помощи и технического содействия России для продвижения экономических реформ, проблемы, сдерживающие ход развития взаимной торговли, в т. ч. проблемы урегулирования коммерческой задолженности и создания надлежащего инвестиционного климата, а также вопросы регионального экономического сотрудничества.
  • В соответствии с российско-японскими договоренностями, достигнутыми в г. Красноярске в ноябре 1997 г. были проведены переговоры по подготовке Соглашения о поощрении и защите инвестиций, которое было подписано в ноябре 1998 г. во время официального визита в РФ премьер-министра К. Обути.
  • В Красноярске был согласован «План Ельцина – Хасимото», предусматривающий расширение инвестиционного сотрудничества двух стран, содействие интеграции российской экономики в международную экономическую систему, укрепление сотрудничества по энергетике и энергосбережению, использованию атомной энергетике в мирных целях и т. д.

 

Относительно подписания «мирного договора» стороны договорились прила­гать максимум усилий подписать договор «до начала 2000 года». Эта формули­ровка документально зафиксирована в Московской декларации, подписанной в конце 1998 года по итогам встречи на высшем уровне в российской столице. На состоявшейся 18-19 апреле 1998 г. в Кавана второй неформальной встрече на высшем уровне стороны договорились о мерах по активизации отношений в эко­номической области. Японская сторона подтвердила свое решение предоставить России кредит на сумму 1,5 млрд.долл. для содействия реформ. Достигнута дого­воренность о включении в «План Ельцина-Хасимото» пункта о сотрудничестве в освоении космического пространства. Лидеры двух стран приняли также реше­ние о создании российско-японской инвестиционной компании с целью стимули­рования японских инвестиций в российскую экономику. В июле 1998 г. в ходе официального визита в Японию председателя правительства РФ были согласова­ны «Основные положения концепции российско-японской инвестиционной ком­пании» и оформлено соглашение о выделении России Эксимбанком Японии кре­дитных траншей на 800 млн.долл. в рамках кредита в 1,5 млрд.долл. В ноябре 1998 г. в ходе визита в РФ премьер-министра К. Обута были подписаны Москов­ская декларация об установлении созидательного партнерства между РФ и Япо­нией, Соглашение о поощрении и защите инвестиций, меморандумы о сотрудни­честве в области окружающей среды.

В ходе этого визита Япония предложила свой план урегулирования про­блемы «северных территорий», который заключается в признании японско­го суверенитета над островами, что должно быть зафиксировано в договоре, а реальную передачу Южных Курил готов отложить на будущее.

В мае 1999 г. в Россию нанес визит министр иностранных дел Японии М. Комура. Во время его визита была выдвинута новая инициатива Японии в области разоружения и нераспространения ядерного оружия.

Правительство Японии приняло решение оказать России содействие в следующих областях:

  • утилизации выведенных из состава флота атомных подводных лодок на Дальнем Востоке;
  • обеспечении активного использования Международного научно-технического центра (МНТЦ) и продвижении конверсии в России путем широкой поддержки переподготовки на гражданские специальности уво­ленных в запас военнослужащих;
  • утилизации извлеченного при демонтаже российского ядерного ору­жия избыточного оружейного плутония.

С февраля 1999 г. между правительством Японии и правительством Рос­сийской Федерации проходили консультации с целью совершенствования межправительственного Соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним от 13 октября 1993 г. в части, касающейся безопасности кораблей и воздушных судов Сил Самообороны Японии и ВС РФ при из действиях в непосредственной близости друг другу.

В начале сентября 2000 г. В.В. Путин нанес визит в Токио, в ходе которого был также заключен ряд соглашений. Стороны договорились активно продолжать переговоры о заключении мирного договора.

4. Со второй половины 90-х годов Россия более активно пытается участвовать в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На АТР в качестве нового центра интеграции, а не только на традиционных советских сателлитов (Вьетнам и Лаос) обратили в М.Горбачеве, что зафиксировано в его Владивостокской речи в 1986 г., где СССР был определен как «также азиатская страна». Знаменателен и первый визит советского руководителя в Южную Корею в 1991 г. вызвавший резкую реакцию КНДР.

После распада СССР МИД РФ уделял внимание форумам АСЕАН: Козырев посетил конференцию АСЕАН в Брунее в июле-августе 1995 г., Примаков - встречу министров иностранных дел стран-членов в Джакарте в июле 1996 г. и конференцию в на Филиппинах в июле 1998 г Будучи премьер-министром, Примаков участвовал в саммите АТЭС в Малайзии в декабре 1998 г. В октябре 1999 г. на форуме АТЭС в Окленде побывал премьер-министр В.В. Путин.

5. Активизировались и двусторонние связи России в Азиатско-Тихоокеанском Регионе.

После длительного перерыва российская дипломатия возобновила прямые контакты с северокорейским руководством - в середине июля 2000 г. В.В. Путин нанес визит в Северную Корею. В ходе переговоров президента РФ с председателем Комитета обороны КНДР Ким Чен Иром стороны достигли определенных соглашений не только по общим вопросам международной политики, но и по конкретным проблемам двусторонних торгово-экономических и научно-технических связей. Россия высказала свою позицию относительно процесса межкорейского примирения.

27-28 февраля 2001 г. состоялся первый официальный визит президента России в Южную Корею. Главными темами переговоров стали вопросы дальнейшей активизации двусторонних, и в первую очередь экономических связей. Стороны обсудили вопросы совместного освоения Сибири и Дальнего Востока России, а также соединения Транссибирской магистрали с Северной и Южной Кореями. По подписанному в Сеуле соглашению о военно-техническом сотрудничестве была достигнута договоренность, что Россия поставит Южной Корее оружия на $ 1,2 млрд, в счет погашения долгов, потому что общий советско-российский долг Сеулу = $ 1,9 млрд.

6. Сразу по окончании переговоров в Южной Корее В.В. Путин вылетел во Вьетнам.

Связи с этой страной начали оживляться относительно недавно: в ноябре 1997 г. в Ханой нанес визит B.C. Черномырдин, a президент Вьетнама с ответным визитом был в Москве в августе 1998 г.

1 марта 2001 г. президенты В.Путин и Чан Дык Лыонг подписали несколько совместных российско-вьетнамских документов конкретного характера, связанных с взаимодействием различных министерств, напри­мер, о сотрудничестве по добыче нефти и газа на континентальном шельфе юга Вьетнама. Была подписана совместная российско-вьетнамская деклара­ция о стратегическом партнерстве.

7. Выбирая партнеров в Азии, Россия стремится активизировать связи с традиционным в советские времена партнером — Индией.

После распада СССР политические контакты России и Индии развивались слабо, после 1993 г. президент РФ не бывал в Индии, а Москву почти не по­сещали индийские руководители (премьер-министры Индии были в России только в 1994 и 1997 г.). Активнее действовать на индийском направлении пытался Е.М. Примаков, который, став главой кабинета, поехал в Индию в декабре 1998 г. Тогда было заявлено о возможности создания оси Москва — Дели — Пекин как противовеса геополитическим амбициям Запада.

2 октября 2000 г. в Дели нанес визит В.В. Путин. В ходе этого визита было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между Россией и Рес­публикой Индия. Кроме того государства-партнеры обсудили целый ряд важ­нейших вопросов, и в первую очередь — в военной сфере. Обсуждены условия продажи Индии сверх современных самолетов Су-30, уникальных танков Т-90 и мощных систем залпового огня «Смерч». Кроме того, подготовлено соглаше­ние по совместной разработке Бенгальского газового месторождения.

8. Достаточно активную роль Россия продолжает играть на Ближнем и Среднем Востоке

Здесь у нашей страны сложилась группа традиционных партнеров, таких как Сирия и Ирак, отчасти — Египет. В 1995 — 1997 гг. руководители МИД ежегодно совершали турне по Ближнему Востоку. В 1997 г. в Москве побы­вал президент Египта X. Мубарак, а в 1999 г. президент Сирии X. Асад. В феврале 1999 г. президент России присутствовал на похоронах короля Иорда­нии Хусейна. Сохраняются, хотя и не очень интенсивные контакты с Ираном: Примаков был в Тегеране в декабре 1996 г. и Иванов — в ноябре 1999 г.

9. Растет интерес к России исламского мира. Премьер-министр Пакистана посетил Москву в апреле 1999 г. Контакты со странами Персидского залива пока развиваются на уровне министров иностранных дел, но это все-таки некий прорыв: в 1997 в РФ побывал руководитель внешнеполитического ведомства Омана, в 1999 г. — Москву посетили министры иностранных дел из Саудовской Аравии и Кувейта.

 

10. Государства Африки и Латинской Америки остаются на периферии рос­сийских внешнеполитических интересов.

Визиты носят единичный характер. Из последних визитов наиболее значи­мы были визиты президента Намибии С. Нуйомы в 1998 г., а также президента ЮАР Н. Манделы (перед истечением срока его полномочий) в апреле 1999 г.

11. В ноябре 1997 г. Примаков совершил латиноамериканское турне: посетил Бразилию, Аргентину, Колумбию, Коста-Рику. Из латиноамериканских лидеров в Россию приезжал только президент Аргентины (летом 1998 г.).

14 мая 2001 г. по приглашению президента Путина Россию посетил президент Венесуэлы Уго Чавес. Венесуэла подписала с РФ соглашение о военном сотрудничестве, которое, в частности, предусматривает с производство военной техники, а также ряд соглашений направленных на развитие и углубление двустороннего со экономической и культурных сферах.

Визит в Москву президента Венесуэлы У. Чавеса возродил возможное восстановление позиций России в Латинской Америке и прежде всего на ее нефтяных рынках. Прогнозируется и дальнейшее сближение нашей страны с ОПЕК.