Состав средств информационной технологии

Средства информационной технологии

СССР и ООН.

В 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая был разработан Устав Организации Объединенных Наций. Подписан этот доку­мент был 26 июня 1945 г. государствами — участниками Учредительной конференции в Сан-Франциско и вступил в силу с 26 октября 1945 г.

Главными органами ООН являлись: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности, экономический и социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Штаб-квартира располагалась в Нью-Йорке.

 

 

 

Выделение концептуального, логического и физического уровней представления информационной технологии требует и соответствующих средств ее реализации, которые должны обеспечивать качественное формирование и использование информационного ресурса. К средствам информационной технологии обобщенно можно отнести методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные средства. Подход к их содержанию видоизменяется в зависимости от уровня представления этапов разработки и внедрения информационной технологии. На концептуальном уровне при разработке идеологии автоматизированного решения задач особое значение имеет постановка задачи пользователем. В условиях традиционной технологии это осуществляется в терминах модели предметной области и раскрывается на основе рекомендуемых методических средств. Сюда относят методические материалы, описания, инструкции, документацию по созданию и использованию информационной технологии.

Методические средства во многом поддерживаются общеотраслевыми руководящими методическими материалами, определяющими последовательность разработки конкретных систем. Перспективным в методическом плане является развитие направлений использования глобальной, базовой и конкретных информационных технологий. Для этого необходимо выполнить типизацию объектов, в которые внедряется информационная технология, и создать альбом типовых технологий с оценкой границ эффективного их применения.

Информационные средства обеспечивают эффективное представление результатов обследования объекта. На их основе осуществляется описание процесса циркуляции информации, что дает возможность пользователю сформировать модель предметной области. К информационным средствам можно отнести информационные модели, позволяющие наглядно отобразить формирование и использование показателей и документов, системы классификации и кодирования информации, средства описания информационных процессов и их декомпозиции до уровня действий над данными. Эти средства позволяют перейти от информационных моделей, сформированных в итоге обследования предприятия, к моделям предметной области и далее к концептуальному уровню описания информационного обеспечения системы. Логический уровень представления информационной технологии предполагает широкое использование математических и алгоритмических средств.

Математические средства включают в себя модели решения функциональных задач и модели организации информационных процессов с соответствующими методами их раскрытия. Целью использования этих средств является как автоматизация решения задач на ЭВМ, так и автоматизация информационных процессов, лежащих в основе информационной технологии. Уровень автоматизации зависит от возможности их формализации. Для хорошо формализуемых задач известны методы решения. Здесь лишь следует различать задачи расчетного характера и оптимизационные. Последние возникают в процессе принятия решения при появлении новой информации. Большинство оптимизационных задач сводится к задачам исследования операций, когда требуется в рамках принятой модели найти решение, отвечающее экстремальному значению критерия эффективности. С возрастанием сложности проблемы возникает необходимость перехода к многокритериальной постановке задачи, когда оптимизацию приходится вести по нескольким взаимно противоречивым критериям. Так как математический аппарат хорошо разработан для однокритериальной постановки задачи, то приходится либо ранжировать критерии, либо выделять один из критериев, сводя остальные критерии в ограничения. При этом эффективное применение находит математический аппарат исследования операций.

Автоматизация решения плохо формализуемых задач на ЭВМ базируется на непроцедурных подходах. Развитие математических средств в этом направлении должно происходить вместе с реализацией проектов создания ЭВМ пятого поколения. Здесь находят применение модели представления знаний. В зависимости от типа используемой модели будет меняться и организация вычислительного процесса. Логическая модель предполагает существование элементарных задач, для которых известны решения, и сведение заданной задачи к ним через промежуточные подзадачи. Процесс вычислений при этом необходимо организовать таким образом, чтобы существовала возможность оценки принадлежности данной подзадачи искомому решению. В экспертных системах эту функцию выполняет пользователь, но эта процедура может осуществляться и автоматически путем обращения к некоторой базе фактов. Если результат решения промежуточной подзадачи не соответствует желаемому конечному результату, то предусматривается механизм возврата к предыдущему шагу процесса поиска решения. Таким образом, математические средства, используемые в этом подходе, являются по существу средствами, разработанными в теории искусственного интеллекта. Они позволяют реализовать автоматический выбор альтернативных решений. Алгоритмическая модель предусматривает формирование требуемого результата в ходе последовательного решения элементарных подзадач, что на графе пространства состояний отображается некоторым путем обхода его вершин. В алгоритмической модели отсутствует автоматическая поддержка механизма возврата к предыдущему решению, т.е. возврат должен программироваться. Задача представляется здесь графом, который содержит циклы, так как для поиска конечного результата необходимо неоднократно решать отдельные промежуточные подзадачи. Видно, что в этой модели математические средства решения автоматически переходят в алгоритмические.

Технические средства задают уровень реализации информационной технологии как при создании, так и при эксплуатации систем. По характеру базовых информационных процессов выделим средства обработки, обмена, накопления данных, а также средства формализации и автоформализации знаний.