Школьный музей

ЦЕНЗУРНАЯ РЕФОРМА 1865 год.

ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА 1860-1864 год.

Был учрежден Государственный банк, стали создаваться частные банки, регулярное опубликование государственного бюджета в открытой прессе, создание независимых от местной администрации контрольных палат в губерниях для проверки финансовой деятельности на местах.

 

1865 – «Временные правила о печати» (отменялась предварительная цензура для периодических изданий, но создавалась карательная цензура-применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия изданий).

 

Особое место в туристско-краеведческой деятельности занимают школьные музеи, которые в Российской Федерации имеют давние традиции и возникают, как правило, в результате поисковой турист­ско-краеведческой работы. В походах и экспедициях юные краеведы выявляют и собирают предметы быта и рабочие инструменты, газеты и фотографии, письма и воспоминания, образцы растительности и почвы, осуществляют наблюдения за состоянием недвижимых па­мятников и окружающей среды. Все эти находки и наблюдения ста­новятся основой для написания работ краеведческой тематики и соз­дания краеведческих уголков и музеев.

В примерном Положении о музее образовательного учреждения (школьном музее), являющемся приложением к письму Министерст­ва образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003 г., даются об­щие положения, определяющие, что есть школьный музей: «Школь­ный музей - обобщающее название музеев, являющихся структур­ным подразделением образовательных учреждений Российской Фе­дерации независимо от формы собственности и действующий на ос­новании Закона Российской Федерации "Об образовании", а в части учета и хранения фондов - Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" ».

Свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» выдается Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения по итогам рассмотрения материалов на присвоение звания региональ­ной комиссии по паспортизации школьных музеев.

Школьный музей - это общественное объединение, созданное сов­местными усилиями педагогов и учащихся и являющееся элементом дополнительного образования и воспитания детей. Использование материалов музея в обучении активизирует учебный процесс и под­нимает у учащихся интерес к знаниям вообще.

Профиль школьного музея может быть историческим, краеведче­ским, литературным, художественным, музыкальным, театральным, естественнонаучным, техническим - т. е. соответствовать тем профи­лям, на которые принято подразделять государственные музеи. Однако понимать профиль школьного музея необходимо шире. Например, школьными музеями исторического профиля могут быть музеи боевой и трудовой славы, этнографические, археологические - в зависимости от основной тематической направленности поисково-собирательской работы, состава музейного собрания и тематики экспозиции. Особую группу представляют мемориальные музеи, посвященные какой-либо выдающейся личности или определенному историческому событию.

Продумывая основную проблематику поисково-собирательской ра­боты и профиль школьного музея, предпочтение должно быть отдано краеведческому принципу - изучению истории своего города, насе­ленного пункта, предприятия, школы; жизни и деятельности извест­ных земляков.

На базе школьного музея, как правило, работают детские объеди­нения, связанные с профилем музея, - кружки и объединения юных краеведов, юных историков, юных археологов, геологов, этногра­фов, экологов, географов, поисковиков и др. На основе музейных ма­териалов возможно проведение различных конференций учащихся и педагогов (причем не только своего учреждения, но и района, горо­да), исторических, литературных, музыкальных вечеров. В музее проводятся встречи с ветеранами войны и труда, интересными людь­ми, представителями разных профессий.

Непременным условием создания и успешной работы музея являет­ся наличие организованного актива. Нередко активом школьного му­зея становится практически весь коллектив школы. Для рациональ­ной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления - Совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимо­сти от объема планируемой работы, от количества учащихся, прини­мающих участие в организации и работе музея, от тех видов работ, ко­торые необходимо осуществить для создания и развития музея. Совет школьного музея работает под руководством педагога - руководителя школьного музея. В функции совета школьного музея входит опреде­ление тематики поисково-собирательской работы, разработка устава, планов работы музея, организация поисково-собирательской и учетно-хранительской работы, создание экспозиции и выставок, органи­зация экскурсионной и массовой культурно-просветительной работы, связь с государственными, научными и общественными учреждения­ми и организациями, организация краеведческой и музееведческой учебы актива школьного музея. Каждый член совета отвечает за опре­деленный участок работы музея. При совете школьного музея созда­ются группы и комиссии, которые осуществляют конкретную работу по основным направлениям музейной деятельности.

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комп­лектованию фондов. Она разрабатывает перспективные и годовые планы работы по каждой конкретной теме, выдает задания для экс­педиционных отрядов, контролирует их выполнение, готовит крае­ведческие походы и экспедиции, участвует в разработке маршрутов и программ этих экспедиций. Поисково-собирательская группа так­же организует занятия по изучению приемов и методов выявления и сбора памятников истории и культуры, их учета, описания и хране­ния в полевых условиях, проведения анкетирования, записи воспо­минаний и рассказов; осуществляет текущее комплектование музей­ного собрания, ведет переписку с ветеранами, государственными му­зеями и архивами по вопросам, связанным с комплектованием фон­дов музея, и т. д.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Она осуществляет прием памятников истории и культуры от экспедиционных отрядов, от дарителей - отдельных лиц, местных учреждений и организаций; ведет учет памятников истории и куль­туры, поступивших на хранение в музей в специальных книгах учета - книге поступлений или инвентарной книге; организует научное определение и описание памятников, обеспечивает их сохранность и использование; проводит мероприятия по постановке памятников истории и культуры на государственный учет и передаче их на госу­дарственное хранение.

Экспозиционная группа осуществляет разработку экспозиционной документации: тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения экспозиции и выставок школьного музея, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж и охранно-топогра-фические описи, организует монтаж экспозиции, ее художественное оформление, изготовление макетов и муляжей. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции, над создани­ем стационарных и передвижных выставок.

Группа экскурсоводов разрабатывает обзорные, тематические и учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, осуществляет проведение экскурсий и лекций в школь­ном музее.

Группа пропагандистов осуществляет организацию и проведение мас­совых мероприятий на базе музея: тематических вечеров, встреч с вете­ранами, праздничных торжественных мероприятий, участвует в подго­товке передвижных выставок, проводит на них экскурсии и лекции.

Экспедиционный отряд (или поисково-собирательская группа) в период подготовки к работе в полевых условиях изучает опублико­ванные материалы по избранной теме; выясняет в местных государ­ственных музеях, органах народного образования и культуры, ведет­ся ли работа по этой или смежной темам другими общественными музеями; знакомится с методическими пособиями, посвященными организации поисковой работы, хранения, учета и использования документальных памятников. Можно получить консультации по данной теме в местном государственном музее, архиве, отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, побеседовать с местными жителями - участниками или очевидцами изучаемых событий. Это позволит составить определенные представ­ления по теме, продумать порядок проведения поисково-собиратель­ской работы, скорректировать границы региона поиска, уточнить объекты, рационально распределить обязанности между членами экспедиционной группы.

В процессе подготовки к поисково-собирательской работе полезно разработать программу краеведческого исследования по данной те­ме. Программа включает в себя: название темы поисково-собира­тельской работы, ее цели и задачи, характеристику региона обследо­вания и маршрут группы, сведения об объектах краеведческого изу­чения, состав экспедиционной группы и распределение обязанностей между ее членами, сроки похода или экспедиции, список туристско­го и краеведческого снаряжения и оборудования, перечень полевых документов, список источников и литературы по изучаемой теме.

В ходе подготовки к полевой работе необходимо приготовить и оформить маршрутные и полевые документы, изготовить и приобре­сти специальное снаряжение и материалы для обеспечения сохран­ности собранных памятников истории и культуры: конверты различ­ных размеров, картонные коробки, папки с клапанами, кусочки плотной бумаги или картона для этикеток и бирок, мягкую оберточ­ную бумагу, вату и т. п.

При подготовке к поиску необходимо посетить местные музеи с це­лью ознакомления с их экспозицией и получения информации о со­держании их фондов по избранной теме.

Спецификой школьных музеев является то, что они работают на об­щественных началах и не имеют штатных специалистов, которые могли бы осуществлять работу по комплектованию, учету, хранению и использованию фондов в том порядке и по той методике, которая выработана музееведением и архивоведением.

Документы, отражающие важнейшие события и процессы в отече­ственной истории либо сохранившиеся лишь в небольших количест­вах, представляют особую ценность для государства. При выявлении таких документов о них необходимо сообщать в местные государст­венные архивы. И лишь с разрешения последних юные краеведы мо­гут принять эти документы на хранение в школьный музей.

Определение научно-исторического значения поступивших памят­ников истории и культуры осуществляется фондовой комиссией школьного музея. Комиссия с помощью участвующих в его работе специалистов проводит экспертную оценку собранных материалов, определяет их подлинность, степень достоверности, соответствие профилю музея, выносит заключения о включении их в основной или научно-вспомогательный фонд музея или о передаче их на госу­дарственное хранение (в музеи, архивы, библиотеки).

Разрабатывая планы комплектования фондов школьного музея, следует реально представлять, в состоянии ли коллектив музея, школы, экспедиционный отряд исследовать данную тему в необходи­мом объеме, собрать конкретный материал по ней, в какие сроки и какими силами рациональнее провести эту работу.

Собирание, учет, описание и использование памятников истории и культуры - работа, научная в своей основе. Поэтому она всегда долж­на опираться на научно-обоснованную и проверенную практикой ме­тодику. Многие педагоги - руководители школьных музеев и экспе­диционных отрядов понимают, что в организации поисково-собира­тельской работы, комплектования фондов школьного музея необхо­димо использовать те научно-обоснованные приемы и методы, кото­рые выработаны музееведением, архивоведением, археографией и другими научными дисциплинами.

Для школьных музеев многоступенчатая система учета, научного описания и хранения памятников истории и культуры, применяемая в государственных музеях, слишком сложна, поэтому им для учета и научного описания музейных предметов достаточно иметь одну только инвентарную книгу. В тех случаях, когда объем фондов школьно­го музея достигает нескольких сот или тысяч музейных предметов, могут быть заведены коллекционные описи.

Надо постоянно помнить, что учет, научное описание и хранение памятников истории и культуры в школьном музее, как и в государ­ственном музее, преследует цели обеспечения юридической, научной и физической охраны музейных предметов, создание оптимальных условий для их разностороннего использования.