ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПОДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
В соответствии с учебным планом предлагается следующая тематика лекций (см. табл. 1):
Таблица 1
№№ п/п | Наименование тем лекций | К-во ча-сов |
Предмет, метод, задачи и структура дисциплины «История экономических учений» | 0,5 | |
Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья | 0,5 | |
Меркантилизм – начало экономической науки | ||
Общая характеристика классической политической экономии. Особенности экономического учения ее родоначальников | ||
Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии | ||
А. Смит – центральная фигура классической политической экономии | ||
Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде | ||
Завершение классической политической экономии | ||
Реформаторские концепции экономического романтизма | ||
Социально-экономические и реформаторские воззрения социалистов-утопистов | ||
Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии | ||
Зарождение маржинализма. Особенности первого этапа «маржинальной революции» | ||
Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли | ||
Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли | ||
Теории монополистической и несовершенной конкуренции | ||
Кейнсианство и неолиберализм – альтернативные направления теорий государственного регулирования экономики | ||
Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона | ||
Итого: |
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИРЫ «ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли.
3адачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов хозяйственной политики.
Методология исследования. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА и средневековья
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как часть науки об управлении государством. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в до н. э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.).
Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н. э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости товаров при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.
Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы (II-I вв. до н. э.).