ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПОДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

 

В соответствии с учебным планом предлагается следующая тематика лекций (см. табл. 1):

 

Таблица 1

 

№№ п/п Наименование тем лекций К-во ча-сов
Предмет, метод, задачи и структура дисциплины «История экономических учений» 0,5
Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 0,5
Меркантилизм – начало экономической науки
Общая характеристика классической политической экономии. Особенности экономического учения ее родоначальников
Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии
А. Смит – центральная фигура классической политической экономии
Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде
Завершение классической политической экономии
Реформаторские концепции экономического романтизма
Социально-экономические и реформаторские воззрения социалистов-утопистов
Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии
Зарождение маржинализма. Особенности первого этапа «маржинальной революции»
Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли
Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли
Теории монополистической и несовершенной конкуренции
Кейнсианство и неолиберализм – альтернативные направления теорий государственного регулирования экономики
Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона
  Итого:

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИРЫ «ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли.

3адачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов хозяйственной политики.

Методология исследования. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА и средневековья

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как часть науки об управлении государством. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в до н. э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н. э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости товаров при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.

Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы (II-I вв. до н. э.).