И основные характеристики вопроса

Понятие, логическая структура

ВОПРОСНИКА ИНТЕРВЬЮ

 

 

Понятие, логическая структура и основные характеристика вопроса.

Основные виды вопросов, применяемых в интервью.

Вопросник как целостный документ. Виды вопросников.

Сценарий интервью как вид вопросника.

 

Конструирование вопросника — это один из наиболее ответственных этапов подготовки любого опроса, в том числе, интервью. Вопросник является непосредственным инструментом, позволяющим собирать эмпирическую социальную информацию при проведении интервью. Именно через вопросник реализуются цели, задачи, гипотезы интервью и от того, насколько качественен этот инструментарий, зависит качество исследования в целом.

Вопросник является инструментом, открытым для исследователя, но он является также инструментом, достаточно открытым для респондентов и других людей, к которым он попадает в руки. Иногда вопросник сравнивают с медицинским инструментом. И действительно, отношение к неряшливо, неграмотно, непрофессионально составленному вопроснику немногим лучше отношения людей к некачественному, негигиеничному инструменту в руках повара, парикмахера, врача. Речь идет не только об этической стороне дела, но и о профессиональной. Неграмотно составленный вопросник — это не только форма негативной профессиональной и личностной презентации. Некачественный вопросник может приносить социальный вред, если полученные с его помощью некачественные результаты будут в той или иной форме учитываться в реальной социальной практике. Именно поэтому ответственность автора вопросника очень высока даже при проведении пилотажного или учебного исследования.

Вопрос — важнейший инструмент межличностного общения, поэтому искусство конструирования и использования вопросов может быть рассмотрено как мастерство и искусство освоения жизненного пространства. Вопрос — это инструмент, при помощи которого мы раскрываем для себя жизнь, других людей, осваиваем профессию и оцениваем самих себя. Это многообразие функций и познавательных задач, решаемых при помощи вопроса свидетельствует о его сложности и полифункциональности как инструментария и одновременно о тонкости мастерства его применения. Именно с этим связано такое многообразие и отличие подходов к определению понятия «вопрос» в логике, лингвистике, юриспруденции, социологии, психологии общения и ряде других наук.

Помимо этого существует и обыденное понимание того, что такое вопрос. Распространенное обыденное понимание вопроса несколько размыто, неточно. В этой связи прежде всего следует обратить внимание на различение терминов «вопрос» и «проблема», т.к. в повседневной речи такое различение проводится далеко не всегда. Проблемой обычно называют все неизвестное, неясное, противоречивое, а также важное, касающееся глубинных, существенных взаимосвязей, которые в силу определенных причин в данный момент невозможно понять. Проблема может выражаться в различных формах, в том числе и через вопрос. Вспомним знаменитое «Быть иль не быть — вот в чем вопрос», где экзистенциальная личностная проблема формулируется в форме вопроса и идентифицируется как вопрос.

Под вопросом в повседневном общении обычно понимают форму мысли, представляющую собой вопросительное предложение, хотя на самом деле это далеко не всегда так.

В качестве отправного пункта для анализа вопроса мы используем логический подход к определению понятия «вопрос».

В учебниках по логике часто используется структурное определение вопроса. В соответствии с ним вопрос определяется как логическая форма, которая включает (1) исходную (базисную, отправную) информацию с одновременным указанием на ее (2) недостаточность и (3) возможность или необходимость получения новой (дополнительной) информации, представленной в виде суждения или группы суждений (ответа на вопрос)[22].

Чтобы научиться анализировать и конструировать структуру вопроса, проанализировать вопрос, необходимо разобраться в его логической структуре.

Логическая структура и основные логические характеристики вопроса

Анализ логической структуры вопроса прежде всего предполагает выявление и раскрытие специфических характеристик его основных элементов.

1. Во всяком вопросе можно выявить предмет вопроса.

2. Каждый вопрос предполагает наличие искомого. Искомое — это та информация, на недостаточность которой указано в вопросе. Искомое обычно указывается прямым образом.

3. Все элементы вопроса, которые не является искомым, составляют основу (базис) вопроса. Базис вопроса представляет собой незаконченное суждение и в свою очередь может быть подвергнут анализу, т.к. включает ряд элементов.

4. Помимо перечисленных элементов следует различать предпосылки вопроса. Предпосылки вопроса — это фрагменты вопроса, несущие некоторую информацию о предмете вопроса, которые могут быть представлены в форме суждения. Иными словами, предпосылки вопроса, — это высказывания, содержащиеся в нем в явной и неявной форме.

Вопросительное предложение, как и побудительное предложение, не является суждением. Вопрос, в какой бы форме он не был сформулирован, предполагает наличие незавершенного знания. Вот эта искомая в вопросе «дельта» и не позволяет рассматривать его содержание как завершенное, а форму — как завершенное суждение. Поэтому какие-либо утверждения относительно истинности или ложности вопроса в целом являются логической ошибкой. Однако делать заключение относительно ложности или истинности предпосылок вопроса, поскольку они могут быть сформулированы в форме суждения, вполне возможно и даже необходимо. Следует подчеркнуть, что в опросах принято использовать истинные предпосылки. Однако использование ложных предпосылок в некоторых случаях все-таки допустимо (например, при формулировке контрольных вопросов, вопросов-фильтров и вопросов-ловушек.

Чтобы грамотно сформулировать вопрос, удовлетворяющий целям и задачам исследования и получить максимально эффективную информацию, необходимо научиться «видеть» структуру вопроса. Для специалиста в области интервью особенно важно уметь быстро различать предпосылки вопроса и грамотно их формулировать. В связи с этим на анализе предпосылок вопроса следует остановиться несколько подробнее.

Пример. В вопросе «Какими критериями Вы руководствовались при аттестации персонала?» можно обнаружить несколько предпосылок. Перечислим некоторые из них. Очевидно, что автор сформулированного таким образом вопроса предполагает, что:

1) существует процедура аттестации персонала;

2) существуют (или должны существовать) критерии, которые могут быть использованы при проведении аттестации персонала;

3) тот, кому адресован вопрос, готовился к аттестации персонала,

4) выявил и знает эти критерии (искомое) и

5) руководствовался ими в процессе аттестации.

Из приведенного примера хорошо видно, что каждый вопрос, несмотря на то, что предназначен для получения новой информации, уже содержит (раскрывает) некоторую информацию, которая может быть сформулирована в форме законченного высказывания. Поэтому, формулируя и задавая вопрос, человек всегда в него включает некоторую информацию, которая воспринимается и может быть оценена адресатом вопроса по ряду параметров, в том числе, с точки зрения ее истинности и ложности, на предмет грамотности использования специальных терминов, общей интеллектуальной и коммуникативной культуры автора вопроса, желательности или нежелательности как для спрашивающего, так и для адресата и многого другого. Эта выдаваемая в вопросе информация может быть также расставлена по значимости (ранжирована) адресатом, она может быть профильтрована (воспринята лишь частично), подвержена оценке на корректность, точность, ясность и т.д. Более того, предпосылки вопроса являются важнейшими его элементами и от того, какие предпосылки вопроса включаются в вопрос, зависят содержание и форма ответа респондента.

На оперировании предпосылками базируются многие технические приемы конструирования вопросов. Например, широко используется прием конструирования вопроса, при котором формулируются две явные предпосылки вопроса, а ответы на вопрос строятся с таким расчетом, чтобы опрашиваемый выбрал лишь одну из них.

Пример. Вопрос «Вы подыскиваете в свой отдел спокойного, уравновешенного профессионала, который хорошо владеет компьютером?» допускает различные варианты ответов. Например, возможны следующие варианты ответов: 1) «Да, спокойный, уравновешенный профессионал — это то, что нам нужно»; 2) «Уравновешенный — да, спокойный — нет»; 3) «Да, именно хороший профессионал нам сейчас необходим»; 3) «Да, он обязательно должен хорошо владеть компьютером». Очевидно, что для руководителя, выбравшего тот или иной вариант ответа, важны различные качества сотрудников и отвечая на вопрос, он раскрывает эту свою черту или актуальные потребности своего коллектива (в данном случае — отдела). Таким образом, если сконструировать определенный подбор вариантов ответов, то на основе анализа выбора ответов в принципе мы можем получить вполне достоверную информацию о том, кто отвечает на вопрос.

Чтобы повысить уровень достоверности и точнее оценить качество получаемой таким образом информации, используются и другие приемы, основанные на специальном конструировании предпосылок вопроса. К примеру, Дейл Карнеги при проведении переговоров предлагает использовать вопросы типа «Я ценю тот факт, что Вы стараетесь быть разумным, но я все же хочу знать, почему Вы считаете эту цену справедливой». Первая половина вопроса явно включает предпосылки, несущие функциональную нагрузку, в том числе, предназначенные для актуализации рационального подхода к ответу на вопрос.

5. Очень важной характеристикой вопроса является объем вопроса (группа возможных вариантов ответов о предмете; (бóльшим считается объем такого вопроса, который содержит бóльшее множество элементов, каждый из которых предполагает вариант ответа.

6. Любой вопрос можно охарактеризовать с точки зрения его определенности. На этом основании различают вопросы строго определенные и вопросы строго неопределенные. Помимо этого обычно анализируется также определенность предмета и класса возможных ответов. Вопросы строго определенные требуют однозначных, ясных, определенных ответов; вопросы строго не определенные допускают свободное, вольное истолкование предмета вопроса и могут быть многозначными, неясными, неполными. Вопросы первого типа обычно оцениваются как более предпочтительные, так как позволяют получить точную информацию.

7. При анализе вопроса следует также обращать внимание на языковую форму, в которой он преподносится. Чаще всего используется вопросительная форма, но наряду с ней возможно использование и повествовательной, и побудительной форм вопроса. К примеру, в вопросниках довольно часто используются неоконченные суждения, завершение которых предоставляется опрашиваемому.

8. В обыденной жизни мы часто обращаем внимание не только на формулируемый вербально смысл, но и на эмоциональную окрашенность элементов вопроса и вопроса в целом. Строго говоря, эмоциональная окрашенность вопроса не является его логической характеристикой, но тем не менее, эмоция, на фоне которой формулируется вопрос, имеет и смысловую, и информационную нагрузку, а следовательно, должна обязательно учитываться. Эмоциональная окрашенность вопроса — это не только характеристика устной речи, но и речи письменной. В устной речи эмоциональная окрашенность задается более разнообразными средствами, в том числе — невербальными. В письменной речи основной инструмент эмоционального окрашивания — общий контекст (в том числе — социокультурный, психоэмоциональный и т.д.).

9. Важной логической характеристикой вопроса, тем более вопроса, включаемого в вопросник интервью, является его логическая корректность. Логическая корректность — это характеристика, раскрывающая правильность постановки вопроса. Логически корректный вопрос — это вопрос, включающий только такие предпосылки, которые при достраивании образуют истинные суждения. Логически некорректный вопрос — вопрос, включающий предпосылки, базисы которых являются ложными или неопределенными (по смыслу) суждениями[23]. Разновидностью некорректных вопросов являются провокационные вопросы.

10) Часто при анализе вопроса указывают на его сложность. Что такое сложные вопросы и чем они отличаются от простых вопросов хорошо видно из таблицы.

 

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
Уточняющие Восполняющие
Пример: «Верно ли, что я должен пройти тестирование?» Пример: «Я должен пройти тестирование?»
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Уточняющие (соединительные и разделительные) Восполняющие
Примеры: 1) «Я должен пройти тестирование и затем — собеседование?» (соединительный вопрос); 2) «Я должен или пройти тестирование, или пройти собеседование?» (строгий разделительный вопрос); 3) «Я должен пройти тестирование или собеседование?» (нестрогий разделительный вопрос) Пример: «Когда и каким образом я должен пройти тестирование?»