Дополнительные правила деления понятий

Основные правила деления понятий

Правило 1. Деление понятия должно быть соразмерным; это означает, что объем делимого понятия должен равняться сумме объемов, полученных в результате деления понятий. В случае необходимости осуществления операции деления многоэлементного (многочленного) понятия применяется указание на наличие других элементов. Приведем следующий пример, иллюстрирующий технический прием, позволяющий соблюсти данное правило.

Особенно важно соблюдение данного правила при конструировании вариантов ответов интервью. Не менее значимо оно и на этапе проработки основных понятий темы опроса.

 

Возрастной состав сотрудников организации
Сотрудники в возрасте 25–30 лет Сотрудники в возрасте 31–39 лет Сотрудники в возрасте 40–49 лет Сотрудники других возрастов

Правило 2. Каждая отдельная процедура деления понятия должна производиться только по одному основанию.

Правило 3. Основание деления не изменяется, пока операция деления не завершена, то есть пока не получены все понятия, сумма объемов которых равна объему делимого понятия.

Правило 4. Члены деления (т.е. элементы, полученные в результате деления) должны исключать друг друга. Иными словами, в результате деления должны быть получены не пересекающиеся понятия[18]. Исключение из этого правила возможно лишь в случае применения нестрогой типологии.

Правило 5. Деление должно быть непрерывным. Нельзя допускать скачки в делении понятий и нарушать «этажность» (уровни) деления.

 

Правило 6. Для процедуры деления понятий выбираются основания, соответствующие целям, задачам и основным гипотезам опроса. При этом выбор основания деления должен быть достаточно полно и разносторонне аргументирован.

Правило 7. Процедура деления основного понятия считается выполненной достаточно полно, если она осуществлена до 5-го – 6-го уровня и в результате деления получены 40–45 понятий, описывающих изучаемый социальный феномен. В отдельных случаях возможны и более тщательные и детальные исследования используемых в исследованиях понятий, но для выполнения основных процедур теоретического анализа и составления достаточно полного представления об исследуемом предмете, как правило, такого объема аналитических процедур уже вполне достаточно.

Невыполнение перечисленных правил приводит к возникновению ошибок и в конечном счете — к снижению достоверности и вообще качества результата опроса. Помимо этого, ошибки, допускаемые в процессе разработки основных понятий, могут серьезно влиять на результаты общения в процессе интервью. Если интервьюируемый имеет достаточно высокий уровень образования и профессиональной квалификации, то он обязательно обнаружит пробелы и сможет сформулировать и осмыслить их. Результатом такого осмысления будет неприятный для интервьюера вывод о некомпетентности авторов опроса и самого интервьюера. Этот вывод может стать причиной отказа от продолжения участия как в данном интервью, так и в последующих опросах.

Поэтому следует особое внимание обратить на типичные ошибки, встречающиеся при составлении программы опроса.

 

Типичные ошибки, допускаемые при делении понятий и приемы, используемые для их предупреждения

Ошибка Прием, используемый для ее предупреждения
1. Деление осуществляется без четкого и точного выделения признака (основания деления) Перед началом процедуры обязательная фиксация в письменной форме каждого основания деления понятия
2. В качестве основания для деления выбран очень сложный (или логически неоднозначный признак) В случае необходимости выбора сложного признака произвести операцию деления понятия применительно к этому признаку и разбить его таким образом на элементарные составляющие и лишь затем производить операцию деления понятия отдельно по каждому элементу исследуемого признака
3. Одновременно производится деление по нескольким основаниям, имеют место подмена или смешение оснований деления Перед началом процедуры обязательная фиксация в письменной форме каждого основания деления понятия; контроль соответствия полученных понятий примененному основанию деления после каждой операции деления
4. Осуществляется неполное деление понятия (т.е. перечислены не все виды, принадлежащие данному родовому понятию) Сразу же после окончания процедуры деления понятия осуществление проверки исходного понятия и понятий, полученных в результате деления на полноту объема
5. Осуществлено включение лишних членов (так называемое деление с лишними членами) Осуществление проверки понятий на полноту с использованием визуальных средств, например, кругов Эйлера
6. Члены деления содержат общие элементы (т.е. полученные в результате деления понятия являются перекрещивающимися) Осуществление выявления отношений между понятиями путем сравнения каждого полученного понятия с каждым другим полученным понятием
7. Произведено ошибочное перемещение понятия на другой уровень Осуществление деления понятия в виде схемы или таблицы, в которых наглядно видно строгое различение уровней деления понятий, что не позволит произвести случайное смещение