Метод анализа документов

Виды шкал и их характеристики

 

Шкалы и их характеристика Допустимые математические операции Допустимая статистика
Номинальная шкала. Неупорядоченная шкала наименований. Устанавливает равенство значений признака, включенных в один класс. Равенство Частоты распределения по пунктам шкалы, мода, корреляция
Порядковая шкала. Полностью упорядоченная шкала наименований. Помимо равенства значений устанавливает отношения последовательности в понятиях “больше” и “меньше” между всеми классами значений признака. 1 Равенство. 2 Монотонные преобразования: замена чисел шкалы другими с сохранением прежнего порядка. Частоты распределения по пунктам шкалы, мода, медиана, корреляция
Интервальная шкала (метрическая шкала равных интервалов). Представляет полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами. Линейные преобразования: y = ax + b, причем a и b произвольны Частоты распределения по пунктам шкалы, мода, медиана, среднее арифметическое, корреляционный и регрессионный анализ
Шкала отношений (метрическая шкала пропорциональных оценок). Позволяет определить, на какое числовое значение данный пункт на шкале превышает другой. Отсчет начинается с экспериментально установленного нулевого пункта. Любые математические операции с натуральными числами Все математико-статистические методы

 

Таким образом, можно заметить, что измерение как операция квантификации имеет место лишь в метрических шкалах, в то время как упорядоченные шкалы наименований предполагают ранжирование признаков, а неупорядоченные - лишь их классификацию. Однако классификация и ранжирование - это тоже виды измерения, хотя и не допускающие полноразмерную квантификацию. Поскольку социолог имеет дело в основном с качественными признаками изучаемых объектов, то во многих случаях приходится довольствоваться и такими способами измерения; применять шкалы наименований и вычислять частоты значений признаков (например, количество выбравших тот или иной вариант ответа в анкете).

Процедуры конструирования шкалы для измерения социальных признаков составляют важнейший этап в конструировании инструментария исследования. Большое количество литературы по этой теме свидетельствует о том значении, которое придается этим вопросам в социологии[10].

 

 

Данный метод представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный предмет любой природы, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Ранее предполагали, что предметы, которые не предназначены специально для передачи информации документами не являются. Так, в современной социологии документальной называют любую информацию, фиксированную в предметах, печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотографии, кинопленке и любом ином носителе информации. Современный подход допускает рассмотрение и иных источников информации в качестве документов, позволяющих получать информацию, подлежащую научному обобщению.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации. Во-первых, это информация о фактах, событиях, результатах деятельности. Во-вторых, в самом документе, то есть в его содержании, а также структуре, стиле, средствах выражения представлена авторская позиция, оценка.

Основное назначение метода — извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Перечень задач, решаемых в процессе анализа документов, одновременно дает представление об этапах его применения.

Из описания назначения метода видно, что данный метод может применяться на любом этапе СИ; в одинаковой степени может быть использован для получения как описательной, так и оценочной информации; может служить в качестве основного или даже единственного метода сбора информации, а также сочетаться со всеми другими методами сбора информации. Более того, анализ документов — это необходимый компонент любого СИ, который может применяться при исследовании всех сфер жизнедеятельности человека.

Существуют различные виды анализа документов. В первую очередь различие можно провести по виду изучаемых документов. Классификацию документов, в свою очередь, можно проводить по разным критериям. Если за основу взять отношение исследователя к созданию документа, то можно выделить следующие его виды:

а) специально созданные при непосредственном участии исследователя (целевые);

б) созданные исследователями для других целей;

в) спровоцированные исследователем;

г) естественные документы, созданные независимо от исследователя (наличные документы). Последний вид документов является самым распространенным.

Если в качестве критерия классификации взять отношение документа к регистрируемым фактам, то отметим следующие его разновидности:

а) первичный документ, то есть документ, непосредственно регистрирующий факты;

б) вторичный документ-копия;

в) вторичный документ-переработка (то есть переработанный первичный документ). Выделяют и другие критерии классификации, и соответственно виды документов[11]. Важным здесь является то, что каждый вид документа специфичен и вследствие этого требует особой техники документального анализа.

Разновидности метода анализа документов выделяют также по уровню стандартизации процедур. Процедуры могут иметь формализованный (стандартизированный) характер или быть нестандартизированными.

Так, контент-анализпредставляет собой строго формализованный метод анализа документов, предполагающий применение квантификации — количественной обработки текстового материала. Контент-анализ применяется в тех случаях, когда сопоставляются однопорядковые данные или когда требуется обработка достаточно большого количества материала (при условии, что этот материал отражает, репрезентирует области изучения). Однако квантификация возможна лишь при условии, что изучаемые качественные характеристики появляются с достаточной частотой.

Таким образом, контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или в записи на иной физический носитель информации) информации с последующей статистической ее обработкой. Процедуры контент-анализа включают: а) выделение в тексте смысловых единиц (выступающих в качестве категорий анализа); б) подсчет частоты их употребления в тексте; в) установление соотношений различных элементов текста друг с другом, с общим смыслом, назначением, объемом информации текста.

Более низкому уровню стандартизации соответствует традиционный с частично стандартизированными общими процедурами поиска и регистрации информации анализ. Нестандартизированные процедуры анализа реализует традиционный метод, опирающийся на общее восприятие и интуитивный поиск информации исследователем. Помимо указанных выделяют и иные разновидности документального метода.