МАТЕРИАЛЫ

ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

Г.В. Черняева

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ


содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА 1. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИНТЕРВЬЮ

ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСНИКА ИНТЕРВЬЮ

Глава 4. РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ИНТЕРВЬЮ

Глава 5. Трудности и проблемы интервьюирования

Глава 6. Профессиональная этика интервьюера

Глава 7. Применение специальных Методик при интервьюировании персонала

Глава 8. Оценка качества результатов интервью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ прикладного исследования (типовая форма)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерные темы пилотных прикладных исследований в форме опроса

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые для изучения материалы предназначены для студентов, магистрантов и аспирантов, а также могут быть рекомендованы консультантам и специалистам по управлению персоналом, которые поводят исследования в организациях.

Современные социальные и гуманитарные науки при проведении исследований для сбора и обобщения социальной информации широко применяют эмпирический инструментарий – различные опросные методы, методики и техники; измерение социальных показателей, документальный анализ, наблюдение, социальный эксперимент и др.

Студентам, магистрантам и аспирантам целесообразно не просто ознакомиться с существующими теориями, принципами и методиками, но и использовать по крайней мере одну из них в процессе работы над дипломом и диссертацией.

Рекомендуемые методы социологии управления для сбора материала по теме диплома и диссертации:

– интервьюирование;

– анкетирование;

– экспертные опросы (в частности, с использованием интернет-ресурсов).

Эти методы достаточно просты в применении, мало затратны, мобильны (методики и опросники легко модифицируются), удобны для фиксации и последующей обработки материалов, могут осуществляться в несколько этапов (например, с учетом особенностей опрашиваемых респондентов и специфики ситуации). Несмотря на то, что в социологии в целом принято исследовать мнения достаточно больших групп людей, в социологии управления и управлении персоналом подчас вполне допустимо опрашивать сравнительно небольшое число экспертов и при этом получать вполне достоверную информацию.

В предлагаемых ниже материалах детально описаны основные процедуры разработки основного методологического инструментария – программы опросов на примере интервьюирования, требующего большие подготовительные усилия. Специалисты, усвоившие данный материал, вполне могут самостоятельно разработать вопросники (анкеты и бланки интервью), провести опрос, грамотно обработать и представить результаты. Применение полученных знаний позволяет глубже понять возможности современных методов исследования для выявления социальных проблем и принятия обоснованных управленческих решений.

При знакомстве с материалами рекомендуется быстро просмотреть все содержание, отметить для себя те вопросы, которые по тем или иным причинам оказались вне поля их изучения в вузе, и именно на них обратить особое внимание.

Не вполне понятный материал следует специально помечать и формулировать вопросы для консультации с преподавателем. Консультация с преподавателем будет более эффективной, если её проводить после того, как определена тема диплома и диссертации и консультируемый теоретически подготовился по своей теме (выявил основные понятия, нашел несколько определений основных понятий, а также осуществил операционализацию понятий, предположительно определил метод исследования и контингент обследуемых).


______________________________________________________