МАТЕРИАЛЫ
ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
Г.В. Черняева
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ
содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИНТЕРВЬЮ
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ВОПРОСНИКА ИНТЕРВЬЮ
Глава 4. РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ИНТЕРВЬЮ
Глава 5. Трудности и проблемы интервьюирования
Глава 6. Профессиональная этика интервьюера
Глава 7. Применение специальных Методик при интервьюировании персонала
Глава 8. Оценка качества результатов интервью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ прикладного исследования (типовая форма)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерные темы пилотных прикладных исследований в форме опроса
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые для изучения материалы предназначены для студентов, магистрантов и аспирантов, а также могут быть рекомендованы консультантам и специалистам по управлению персоналом, которые поводят исследования в организациях.
Современные социальные и гуманитарные науки при проведении исследований для сбора и обобщения социальной информации широко применяют эмпирический инструментарий – различные опросные методы, методики и техники; измерение социальных показателей, документальный анализ, наблюдение, социальный эксперимент и др.
Студентам, магистрантам и аспирантам целесообразно не просто ознакомиться с существующими теориями, принципами и методиками, но и использовать по крайней мере одну из них в процессе работы над дипломом и диссертацией.
Рекомендуемые методы социологии управления для сбора материала по теме диплома и диссертации:
– интервьюирование;
– анкетирование;
– экспертные опросы (в частности, с использованием интернет-ресурсов).
Эти методы достаточно просты в применении, мало затратны, мобильны (методики и опросники легко модифицируются), удобны для фиксации и последующей обработки материалов, могут осуществляться в несколько этапов (например, с учетом особенностей опрашиваемых респондентов и специфики ситуации). Несмотря на то, что в социологии в целом принято исследовать мнения достаточно больших групп людей, в социологии управления и управлении персоналом подчас вполне допустимо опрашивать сравнительно небольшое число экспертов и при этом получать вполне достоверную информацию.
В предлагаемых ниже материалах детально описаны основные процедуры разработки основного методологического инструментария – программы опросов на примере интервьюирования, требующего большие подготовительные усилия. Специалисты, усвоившие данный материал, вполне могут самостоятельно разработать вопросники (анкеты и бланки интервью), провести опрос, грамотно обработать и представить результаты. Применение полученных знаний позволяет глубже понять возможности современных методов исследования для выявления социальных проблем и принятия обоснованных управленческих решений.
При знакомстве с материалами рекомендуется быстро просмотреть все содержание, отметить для себя те вопросы, которые по тем или иным причинам оказались вне поля их изучения в вузе, и именно на них обратить особое внимание.
Не вполне понятный материал следует специально помечать и формулировать вопросы для консультации с преподавателем. Консультация с преподавателем будет более эффективной, если её проводить после того, как определена тема диплома и диссертации и консультируемый теоретически подготовился по своей теме (выявил основные понятия, нашел несколько определений основных понятий, а также осуществил операционализацию понятий, предположительно определил метод исследования и контингент обследуемых).
______________________________________________________