Распределители зажигания.

Распределитель прерывает цепь первичной обмотки катушки зажигания и распределяет высокое на­пряжение по свечам в необходимой последовательности. В классической системе зажигания он вклю­чает в себя прерыватель с контактами, распределитель импульсов высокого напряжения, центробежный и вакуумный автоматы опе­режения зажигания, привод.

Наиболее ответственными узлами распределителя, от которых зависит работа всей системы зажигания, являются прерыватель и его контакты. Надежность и срок службы прерывателя ограничены из-за эрозии и коррозии контактов. Эрозия контактов, как правило, сопровождается переносом металла с одного контакта на другой. Коррозия вызывает образование на контактах непроводящих пле­нок и частичное или полное нарушение электрического контакта.

Перенос металла вызывает образование на одном из контактов бугров, а на другом кратеров, которые в конце концов приводят к нарушению установленного зазора. В свою очередь зазор между контактами играет большую роль в обеспечении надежной работы системы зажигания, так как от размера зазора зависит угол замкну­того состояния контактов или время, в течение которого нарастает ток в цепи первичной обмотки катушки зажигания.

У распределителей большинства конструкций зазор между контактами прерывате­ля находится в пределах 0,35 - 0,45 мм.

Лучшим материалом для контактов прерывателя является вольфрам, так как он мало подвержен эрозии. Вольфрамовые кон­такты не свариваются и вследствие высокой твердости мало под­даются изнашиванию.

Распределители изготавливаются в зависимости от числа ци­линдров двигателя 4, 6, 8-искровыми, а в зависимости от направле­ния рабочего вращения кулачка прерывателя - левого и правого вращения.

Конструктивно прерыватель тока низкого напряжения и распре­делитель тока высокого напряжения объединены в одном корпусе. Там же находятся центробеж­ный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, октан-корректор.

Распределитель (рис. 2.4) имеет корпус 4 из алюми­ниевого сплава, в котором враща­ется валик 15. Через масленку в закапывается масло для предот­вращения сухого трения между валиком и втулкой 16 корпуса, ко­торая изготавливается из метал­локерамики. Прерыватель 7 смон­тирован на одном узле с подшип­никами. Наружная обойма под­шипника запрессована в корпус прерывателя.


 

Рис. 2.4. Распределитель автомобилей семейства ВАЗ: 1 - маслоотражательный диск; 2 - штифт; 3 - шайба; 4 - корпус; 5 - фильц; 6 - масленка; 7 - прерыватель; 8 - центробежный регулятор в сборе; 9 - ротор с помехоподавительным сопротивлением; 10 - уголь­ный контакт; 11 - крышка; 12 и 18 - винты крепления соответственно ро­тора (бегунка) и конденсатора; 13 - пружинная защелка; 14 - кулачок: 15 - валик; 16 - втулка; 17 - конденсатор.

На корпусе уста­новлен конденсатор 17. На пла­стине кулачка 14 закреплен ротор-бегунок 9 с помехоподавительным сопротивлением. Корпус прерыва­теля закрыт крышкой 11, в центр которой установлен уголек 10, на­груженный пружиной. Крышка крепится к корпусу двумя пружин­ными защелками 13. Для предот­вращения проникновения мотор­ного масла под корпусом распре­делителя на валу установлен маслоотражательный диск 1. Рас­пределитель приводится в дейст­вие от шестерни привода масляно­го насоса, в которую входят шлицы вала распределителя. На корпусе устанавливается вакуумный ав­томат, который работает в зависимости от нагрузки двигателя (не рисунке не показан).

Автоматическое регулирование угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения колен­чатого вала обеспечивается центробежным регулятором, а в зави­симости от нагрузки - вакуумным регулятором.

Центробежный регулятор опережения зажигания (рис. 2.5).

На ведущем валике 4 закреплена пластина с осями 7 для установки грузиков 3. Грузики могут проворачиваться вокруг осей 7 и связаны между собой пружинами 6. На каждом грузике имеется штифт 5, входящий в прорези пластины 2, укрепленной на втулке кулачка 1. Привод кулачка осуществляется от валика через грузики. С увеличением частоты вращения, начиная с некоторого ее значения, грузики под действием центробежной силы расходятся. При этом штифты, двигаясь в прорезях пластины, поворачивают ее и связанный с ней кулачок в сторону вращения ведущего валика.

 


 

Рис. 2.5. Центробежный регулятор:

а - положение грузиков на холостом ходу двигателя; б - положение грузиков при максимальной частоте вращения вала двигателя.

Вследствие этого контакты размыкаются раньше. При уменьшении частоты вращения грузики с помощью возвратных пружин возвра­щаются в исходное положение. Пружины имеют различную жест­кость, что позволяет получить требуемый закон изменения угла опережения зажигания при изменении частоты вращения двигате­ля. На рис. 2.6 приведены типовые характеристики центробежных регуляторов, представляющие собой зависимость угла опережения зажигания по валику распределителя θр от частоты его вращения. При достижении определенной частоты вращения грузики полно­стью расходятся и автомат перестает работать. Характеристика становится горизонтальной.


 

 

Рис. 2.6. Типовые характеристики центробежных регуляторов: 7 - пружины с одинаковыми харак­теристиками жесткости; 2 - пружи­ны с разными характеристиками жесткости.