Технологиипостроения ИС и распределённых баз данных, т. е. распределённые информационные технологии.

Классификация информационных технологий

Классификация ИТ необходима для того, чтобы правильно понимать, оценивать, разрабатывать и использовать их в различных предметных областях (сферах жизни общества). Она зависит от выбранных критериев.

В качестве критерия может выступать один показатель или несколько признаков, а также свойства и типы самой информации. Обычно отражают общепринятые формальные информационные процессы и, следовательно, включают технологии сбора, регистрации, обработки, хранения, поска, накопления, генерации, анализа, передачи и распространения данных, информации и знаний. Такие технологии называют базовыми ИТ, то есть используемыми в различных (базовых) информационных процессах.

В рамках существующих классификаций ИТ рассматриваются следующим образом.

По способу реализациив ИС выделяют традиционные и новые (перспективные) ИТ.

ИТ можно классифицировать по степени пространственного взаимодействия, отражающего форму и степень использования вычислительных сетей.

По выполняемым функциям и возможности применения ИТ делят на используемые:

1) в автономных компьютерах и в локальных рабочих станциях в составе сетевых АИС реального времени;

2) в объектно-ориентированных распределённых корпоративных и иных локальных и сетевых информационно-поисковых, гипертекстовых и мультимедийных системах;

3) в системах с искусственным интеллектом;

4) в интегрированных АИС;

5) в геоинформационных, глобальных и других системах;

По степени типизации операцийвыделяют базовые, операционные и предметные ИТ.

Базовые ИТ связаны с базовой платформой ИТ. То есть в общем случае под базовыми технологиями подразумевают способы и методы, представляющие основу (базу, фундамент, платформу) для других, использующих эти базовые технологии. В области использования компьютерных программно-технических средств ими обычно принято называть технологии, в значительной степени отвечающие требованиям «архитектурного» уровня –принципам фон Неймана.

Опорная (базовая) ИТ – это совокупность программно-технических средств, на основе которых реализуются ИС и подсистемы.

Операционная технология отличается от операционной платформы и подразумевает, что каждая операция выполняется на конкретном рабочем месте, оборудованном необходимыми программными и техническими средствами. В качестве примера можно привести пакетную обработку информации на больших ЭВМ.

Предметная технология –это выполнение всех операций на одном рабочем месте, например при работе на персональном компьютере.

Специалисты укрупнено классифицируют ИТ в виде определённой структуры, представленной на рис. 1.2. При этом под дефинацией «Структура информационных технологий» предлагается понимать внутреннюю организацию ИТ, представляющую взаимосвязь входящих в неё компонентов.

Рис.1.2. Структура информационной технологии

 

Кроме того, предлагается деление на предметные, обеспечивающие и функциональные ИТ. Такое деление также достаточно условно. Некоторые технологии, относящиеся к одной разновидности, зачастую входят в состав другой. Тем не менее рассмотрим эту классификацию.

К предметным ИТ (в отличие от предыдущей классификации) обычно относят технологии, используемые в различных предметных областях (обществе, политике, экономике, юриспруденции, науке, производстве, медицине, образовании и др.). При этом по обслуживаемым предметным областям выделяют ИТ различных областей деятельности, например, бухгалтерского учёта, банковской, налоговой, страховой и др.

К обеспечивающим ИТ можно отнести технологии, обеспечивающие выполнение определённых видов деятельности, функций, процессов и т.п. Необходимость или необязательность их использования обусловлена характером задач пользователя или функционирования. Так по функциям обеспечения управленческой деятельности выделяют:

a) технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров; иллюстраций и презентаций- графических процессоров; табличных документов –использования табличных процессоров;

b) технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно–ориентированных и логических языков программирования;

c) технологии систем управления базами данных;

d) технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта;

e) гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.

Обеспечивающие технологии включают:

a) технологии и системы управления данными;

b) средства и технологии распределенной обработки (сетевые технологии);

c) средства удалённого доступа (телекоммуникационные технологии);

d) средства и технологии человеко-машинного взаимодействия и интерфейсы конечного пользователя;

e) средства и технологии защиты информации.

К функциональным ИТ можно отнести технологии, связанные с конкретными информационными процессами. В этом случае они могут входить в состав базовых ИТ. Многообразие функциональных особенностей информации позволяет выделять и другие классы функциональных технологий.

В современной литературе предлагается использовать деление ИТ на базовые, конечного пользователя (реализуются в виде прикладных функционально – ориентированных продуктов), обеспечивающие и инструментальные технологии.

При этом инструментальные технологии обеспечивают жизненный цикл самих ИТ, предполагают наличие технологий: проектирования и инструментальных средств разработки программного обеспечения; проектирования баз данных; реинжиниринга ИС.

Также ИТ можно разделить на следующие классы.

1) Офисные технологии,включающие: технологии ввода (вывода) и компьютерной полнотекстовой обработки документированной информации, в том числе предполагающие перевод традиционной информации на электронные носители, как правило недоступный многим членам социума; облегчающие преодоление массовым пользователем «языковых барьеров» и др.

Общеизвестно, что первоначально автоматизированные технологии использовались для автоматизации сложных и рутинных производственных процессов. Затем их, как ИТ, стали широко применять в различных организациях (офисах). В последнем случае они используются для автоматизации делопроизводства (канцелярия, секретари) и ДОУ, что в первую очередь обусловлено потребностью повышения эффективности управления и работы управленческого персонала.

2) Информационные технологии управления(далее – ИТУ). Их порой выделяют, а порой включают в состав других классов, например офисных технологий. ИТУ включают: экспертные системы,системы представления знаний, телекоммуникационные технологии, технологии автоматизации офисной деятельности и обычно применяют технологии баз и банков данных.

ИТУ используют в том числе при плохой структурированности решаемых задач. Такие технологии позволяют создавать различные виды отчётов, время создания которых определяется специальным графиком. Использование отчётов и справок особенно эффективно при реализации управления «по отклонениям» от установленных стандартов и решений (например, от запланированного состояния или при дефиците времени).

Надёжность, оперативность и эффективность управления в значительной степени зависят от полноты, точности и достоверности информации, правильности её хранения и сохранения, своевременности получения и передачи, а также чёткой и оперативной организации поиска. Используемая при реализации этой технологии информация обычно представляет собой регулярные, специальные и иные виды отчётов, документы и справочный аппарат. При этом решаются следующие задачи:

· оценка планируемого состояния объекта управления;

· оценка отклонений от планируемого состояния;

· выявление причин отклонений;

· анализ возможных решений и действий для принятия решения.

Для управления ресурсами различных видов (материальными, техническими, финансовыми, кадровыми, информационными) при реализации сложных научно-исследовательских и проектно-строительных работ применяют системы управления проектами. К ним относят системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления, предназначенные для использования так называемых CASE- технологий (от англ. computer aid system engineering), ориентированных на автоматизированную разработку проектных решений по созданию и совершенствованию систем организационного управления.

В современных сетевых ИТ, наравне с централизованной, всё чаще используют распределённую обработку данных. Она позволяет повысить эффективность удовлетворения информационных потребностей пользователей, обеспечить гибкость и оперативность принимаемых ими решений и относится к распределённой функциональной информационной технологии.

Под распределённой обработкой данных понимают обработку приложений несколькими территориально распределёнными ЭВМ. При этом структурированные данные в компьютерной информационной сети обычно размещают в базах данных (далее – БД) на разных серверах.

В приложениях, связанных с обработкой БД, собственно управление этой базой может выполняться централизованно. В этом случае используют программное обеспечение, управляющее распределёнными базами данных (далее – РБД) и образованными с их помощью банками данных.

Выделяют однородные и неоднородные РБД.

В любом случае задача распределённых баз и банков данных заключается в одновременном решении задач интеграции и децентрализации.

Функционально – распределённые информационные системы –это однородные и неоднородные распределённые базы и банки данных.

Функциональность в данном случае заключается не только в различном местоположении фрагментов или собственно базы данных, но и в распределённом выполнении определённых функций при работе с подобными базами и банками данных.