Жизненный цикл информационных продуктов, услуг и технологий
Любая информация имеет «время жизни». Она может существовать кратковременно (например, в памяти калькулятора в процессе проводимых на нём вычислений), в течение некоторого времени (например, при подготовке какой – либо справки) или очень долго (например, при хранении важных личных, коммерческих, общественных или государственных данных).
Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации. Он содержит следующие стадии: появление, существование и исчезновение («смерть»).
Поскольку информация имеет цену и является товаром, её зачастую воспринимают как услугу или продукт.
Отдельные продукты в совокупности образуют продукцию, особенно, если она тиражируется и распространяется в массовом порядке (например, тиражирование какого- либо произведения, печатного или иного труда и др.).
| Информационный продукт –это совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной форме (например, прайс – лист, брошюра и др.) это также результат интеллектуальной деятельности человека (например, компьютерная программа). |
| Информационная продукция –это документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем. |
Аналогично информационным продуктам базой создания информационной продукции являются информационные ресурсы.
Разновидностью информационного продукта (продукции) является информационная услуга,которая главным образом подразумевает предоставление потребителю определённого вида информации по его запросу.
| Жизненный цикл продуктаопределяется как модель движения товарооборота и прибыли в определённой сфере деятельности, характеристика которой соответствует ее различным стадиям. |
Общеизвестны три основные модели
Жизненный цикл продуктов (изделий) затрагивает их производство и использование, соответственно имеет два основных состояния.
Первое состояние связано с процессами производства продукта или
изделия, осуществляемыми от момента подготовки проекта до выпуска
конкретного изделия. В основе его лежит концепция управления жизненным циклом изделия (от англ. product lifecycle management, PLM), объединяющая существующие разработки и единое интегрированное решение.
Они затрагивают конструкторский, технологический, производственный этапы, завершением которых является коммерческий этап. Такое решение включает: систему управления инженерными данными (от англ. product data management, PDM). Она связывает все компоненты и обеспечивает взаимодействие с системами, предназначенными для управления ресурсами предприятия (ERP) , взаимоотношениями с клиентами (CRM) и с поставщиками (SCM).
_____
1Объект – это абстрактное множество предметов, имеющих одни и те же характеристики.
Данная концепция распространяется на предприятии как с дискретным, так и с непрерывным производством. Реализация PDM систем способствует повышению эффективности разработки изделий, снижению расходов и времени на проектирование, повышению качества и себестоимости выпускаемой продукции, сокращению ошибок и более простому учёту требований клиентов. Однако предприятиям в этом случае приходится решать технологические, финансовые, организационные и психологические проблемы. При этом наибольшей из них является проблема внутренней неорганизованности на предприятии, когда отсутствует общая идеология и различные структуры пытаются решать свои локальные задачи, как правило, дешёвыми программными и техническими средствами.
Второе состояние жизненного цикла продукта или услуги подразумевает, что они ограничены, по крайней мере, во времени и включают в себя выполнение соответствующих технологических процессов.
Значительное место среди информационных продуктов и услуг занимают компьютерные программные средства.
Жизненный цикл создания и использования компьютерных программотражает различные их состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном программном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех пользователей.
Обычно, под термином «программный продукт» для компьютерных ИТ принято понимать необходимое им программное обеспечение. В ИТ в качестве ПО широко используются различные ИС.
Жизненный цикл информационной системы является производной жизненного цикла информации, информационных продуктов и услуг и
технических средств (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Связь жизненного цикла информационной системы с другими элементами жизненного цикла
Традиционно выделяют следующие основные этапы жизненного цикла программного обеспечения:
· анализ требований;
· проектирование;
· кодирование (программирование);
· тестирование и отладка;
· эксплуатация и сопровождение.
Основным нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл программного обеспечения является международный стандарт ISO/IEC 122071 . Он определяет структуру жизненного цикла (далее –ЖЦ), содержащую процессы, действия и задачи, выполняемые во время создания ПО. Согласно этому стандарту структура жизненного цикла программного обеспечения базируется на трёх группах процессов:
1) основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
2) вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);
3) Организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).
Разработчики стремятся сделать максимально возможным период ЖЦ информационных продуктов и услуг. Для различных программных продуктов и услуг величина этого периода неодинакова. Так для большинства современных компьютерных программ длительность ЖЦ равна двум – трём годам, хотя встречаются программы, существующие десять и более лет.
Эксплуатацию программного продукта рекомендуется вести параллельно с его сопровождением, оперативно устраняя обнаруженные ошибки. Эксплуатация программ может начинаться и в случае отсутствия сопровождения или продолжаться ещё какое –то время после завершения сопровождения. Эмпирически установлено, что затраты на сопровождение обычно составляют до 80 % стоимости ЖЦ системы программирования. Объектно – ориентированные системы позволяют снизить затраты на сопровождение и повысить надёжность спроектированных продуктов.
Падение продаж и интереса к информационным продуктам и услугам является сигналом:
a) К изменению программного продукта и услуг;
b) Изменению цены на них;
c) Проведению модификации или снятию с продажи и предоставления.
Определённое время после снятия программного продукта с продажи может осуществляться его сопровождение. Отказ от продолжения выпуска и сопровождения ПО или от предоставления информационных услуг обычно обусловлен их неэффективностью, наличием неустранимых ошибок и отсутствием спроса.
| КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ |
1. Дайте расшифровку терминов «система» и «сложная система».
2. Что означают понятия «структура системы» и «системный подход»?
3. В чём назначение системного подхода?
4. Назовите принципы методологии структурного подхода.
5. Дайте определение понятиям «информационные продукты», «информационные услуги», «информационные изделия и технологии».
6. В чём заключается жизненный цикл информационных продуктов, услуг и технологий?
7. Перечислите основные этапы жизненного цикла программного обеспечения.
8. Что такое «жизненный цикл информационных продуктов»?
9. Что нужно желать для увеличения периода жизненного цикла информационных продуктов и услуг?
10. Назовите три основные модели жизненного цикла информационных технологий.