Жизненный цикл информационных продуктов, услуг и технологий

Любая информация имеет «время жизни». Она может существовать кратковременно (например, в памяти калькулятора в процессе проводимых на нём вычислений), в течение некоторого времени (например, при подготовке какой – либо справки) или очень долго (например, при хранении важных личных, коммерческих, общественных или государственных данных).

Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации. Он содержит следующие стадии: появление, существование и исчезновение («смерть»).

Поскольку информация имеет цену и является товаром, её зачастую воспринимают как услугу или продукт.

Отдельные продукты в совокупности образуют продукцию, особенно, если она тиражируется и распространяется в массовом порядке (например, тиражирование какого- либо произведения, печатного или иного труда и др.).

Информационный продукт –это совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной форме (например, прайс – лист, брошюра и др.) это также результат интеллектуальной деятельности человека (например, компьютерная программа).

 

Информационная продукция –это документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем.

Аналогично информационным продуктам базой создания информационной продукции являются информационные ресурсы.

Разновидностью информационного продукта (продукции) является информационная услуга,которая главным образом подразумевает предоставление потребителю определённого вида информации по его запросу.

Жизненный цикл продуктаопределяется как модель движения товарооборота и прибыли в определённой сфере деятельности, характеристика которой соответствует ее различным стадиям.

Общеизвестны три основные модели

Жизненный цикл продуктов (изделий) затрагивает их производство и использование, соответственно имеет два основных состояния.

Первое состояние связано с процессами производства продукта или

изделия, осуществляемыми от момента подготовки проекта до выпуска

конкретного изделия. В основе его лежит концепция управления жизненным циклом изделия (от англ. product lifecycle management, PLM), объединяющая существующие разработки и единое интегрированное решение.

Они затрагивают конструкторский, технологический, производственный этапы, завершением которых является коммерческий этап. Такое решение включает: систему управления инженерными данными (от англ. product data management, PDM). Она связывает все компоненты и обеспечивает взаимодействие с системами, предназначенными для управления ресурсами предприятия (ERP) , взаимоотношениями с клиентами (CRM) и с поставщиками (SCM).

_____

1Объект – это абстрактное множество предметов, имеющих одни и те же характеристики.

Данная концепция распространяется на предприятии как с дискретным, так и с непрерывным производством. Реализация PDM систем способствует повышению эффективности разработки изделий, снижению расходов и времени на проектирование, повышению качества и себестоимости выпускаемой продукции, сокращению ошибок и более простому учёту требований клиентов. Однако предприятиям в этом случае приходится решать технологические, финансовые, организационные и психологические проблемы. При этом наибольшей из них является проблема внутренней неорганизованности на предприятии, когда отсутствует общая идеология и различные структуры пытаются решать свои локальные задачи, как правило, дешёвыми программными и техническими средствами.

Второе состояние жизненного цикла продукта или услуги подразумевает, что они ограничены, по крайней мере, во времени и включают в себя выполнение соответствующих технологических процессов.

Значительное место среди информационных продуктов и услуг занимают компьютерные программные средства.

Жизненный цикл создания и использования компьютерных программотражает различные их состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном программном изделии и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех пользователей.

Обычно, под термином «программный продукт» для компьютерных ИТ принято понимать необходимое им программное обеспечение. В ИТ в качестве ПО широко используются различные ИС.

Жизненный цикл информационной системы является производной жизненного цикла информации, информационных продуктов и услуг и

технических средств (рис. 2.2.).

 

Рис. 2.2. Связь жизненного цикла информационной системы с другими элементами жизненного цикла

Традиционно выделяют следующие основные этапы жизненного цикла программного обеспечения:

· анализ требований;

· проектирование;

· кодирование (программирование);

· тестирование и отладка;

· эксплуатация и сопровождение.

Основным нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл программного обеспечения является международный стандарт ISO/IEC 122071 . Он определяет структуру жизненного цикла (далее –ЖЦ), содержащую процессы, действия и задачи, выполняемые во время создания ПО. Согласно этому стандарту структура жизненного цикла программного обеспечения базируется на трёх группах процессов:

1) основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);

2) вспомогательные процессы (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);

3) Организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).

Разработчики стремятся сделать максимально возможным период ЖЦ информационных продуктов и услуг. Для различных программных продуктов и услуг величина этого периода неодинакова. Так для большинства современных компьютерных программ длительность ЖЦ равна двум – трём годам, хотя встречаются программы, существующие десять и более лет.

Эксплуатацию программного продукта рекомендуется вести параллельно с его сопровождением, оперативно устраняя обнаруженные ошибки. Эксплуатация программ может начинаться и в случае отсутствия сопровождения или продолжаться ещё какое –то время после завершения сопровождения. Эмпирически установлено, что затраты на сопровождение обычно составляют до 80 % стоимости ЖЦ системы программирования. Объектно – ориентированные системы позволяют снизить затраты на сопровождение и повысить надёжность спроектированных продуктов.

Падение продаж и интереса к информационным продуктам и услугам является сигналом:

a) К изменению программного продукта и услуг;

b) Изменению цены на них;

c) Проведению модификации или снятию с продажи и предоставления.

Определённое время после снятия программного продукта с продажи может осуществляться его сопровождение. Отказ от продолжения выпуска и сопровождения ПО или от предоставления информационных услуг обычно обусловлен их неэффективностью, наличием неустранимых ошибок и отсутствием спроса.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте расшифровку терминов «система» и «сложная система».

2. Что означают понятия «структура системы» и «системный подход»?

3. В чём назначение системного подхода?

4. Назовите принципы методологии структурного подхода.

5. Дайте определение понятиям «информационные продукты», «информационные услуги», «информационные изделия и технологии».

6. В чём заключается жизненный цикл информационных продуктов, услуг и технологий?

7. Перечислите основные этапы жизненного цикла программного обеспечения.

8. Что такое «жизненный цикл информационных продуктов»?

9. Что нужно желать для увеличения периода жизненного цикла информационных продуктов и услуг?

10. Назовите три основные модели жизненного цикла информационных технологий.