В различных предметных областях

Использование информационных технологий

Тенденции и концепция внедрения информационных технологий

Зарубежные специалисты выделяют пять основных тенденций развития ИТ.

Первая тенденция связана с изменением характеристик информационного продукта, всё более превращающегося в гибрид результата расчётно-аналитической работы и специфической услуги, предоставляемой индивидуальному пользователю.

Вторая тенденция обусловлена способностью к параллельному взаимодействию логических элементов автоматизированной информационной технологии (далее АИТ), совмещением всех типов информации (текста, образов, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств.

Третья тенденция предполагает ликвидацию всех промежуточных звеньев на пути от источника информации к её потребителю, например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, учёных между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов на предприятии через систему видеоконференций, электронный киоск, электронную почту.

Четвёртая тенденция определяется глобализацией ИТ в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Интернет. В итоге, люди, находясь в любой точке планеты, получают возможность общаться между собой и с общей базой данных.

Конвергенция рассматривается как пятая тенденция современного процесса развития АИТ. Она заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации видов деятельности фирм и корпораций, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что означают термины «технология», «технологическая операция» и «технологический процесс»?

2. Назовите и охарактеризуйте основные информационные процессы.

3. Дайте определение термину «информационная технология».

4. Дайте определение термину «информационная система».

5. Что означают термины «базовые информационные технологии» и «предметные информационные технологии»?

6. Охарактеризуйте автоматизированные информационные системы.

7. Дайте характеристику свойствам и особенностям информационных технологий.

8. В чём заключается технологизация социального пространства?

 

ИТ могут использовать какие-либо технические средства, устройства и системы, а могут обходиться без них. Современные ИТ несомненно в абсолютном большинстве случаев базируются на компьютерных программно- технических средствах и технологиях.

Первой исторически сложившейся ИТ, использовавшей ЭВМ была осуществляемая в вычислительных центрах централизованная обработка информации. Для её репализации создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащённые большими ЭВМ. Такая технология имела свои достоинства и недостатки. К достоинствам централизованной обработки следует отнести:

· возможность обращения пользователей к большим массивам различной информации;

· сравнительную лёгкость совершенствования и внедрения ИТ благодаря централизованному их применению.

Недостатком её мог явиться продолжительный процесс решения какой-либо задачи с непредсказуемым результатом, например, с незавершением процедур и др. В 1960-1970-е годы подобный технологический процесс характеризовал и недостаточное оснащение организаций вычислительной техникой.

В 1980-е годы вслед за появлением персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций возникает децентрализованная обработка информации. Она, не ограничивая инициатив пользователей, предоставила им широкие возможности в работе с информацией.

Кроме того, гибкость структуры, усиление ответственности сотрудников за выполняемые ими работы, сокращение времени пользования центральным компьютером позволили пользователям реализовать свой творческий потенциал.

Достоинства и недостатки этих ИТ привели к пониманию необходимости разумного их применения. В результате вычислительные центры стали заниматься общей стратегией использования ИТ, помогать пользователям в работе, обучении, устанавливать стандарты, определять политику применения программных и технических средств. Персонал, использующий ИТ, работая локально, выполнял указания вычислительного центра.

Локальные задачи отдельных пользователей, объединений и организаций обычно решаются с помощью широко представленного на рынке стандартного программного обеспечения. Оно может быть ориентировано на автоматизацию офисов и бухгалтерского учёта, складской деятельности, управления персоналом и на решение самых разнообразных задач.

Обобщённо сферы и среды применения любых технологий называются предметными областями.

ИТ используются в различных предметных областях, обеспечивая эффективное их обслуживание. Некоторые аспекты использования ИТ рассмотрены выше.

Особенности предметной области оказывают существенное влияние на функции используемых в ней технологий. Существуют разные подходы к обозначению областей использования ИТ и различные варианты систематизации ИТ с точки зрения использования их в предметных областях. Наравне с ИТ, отражающими соответствующие ИП, широкое применение находят ИТ, ориентированные на использование их в управлении и для поддержки принятия решений, в объектно-ориентированных, распределённых и экспертных системах, телекоммуникационных, мультимедийных, гипертекстовых и иных системах, а также для дистанционного обучения. Обющая классификация ИТ для различных предметных областей представлена на рис. 1.1. Кратко рассмотрим их.