Общие положения

Информационные процессы и технологии

Современные виды информационного обслуживания. Понятийный аппарат информационных процессов и технологий

· Информационные процессы и технологии

· Эволюция информационных технологий

· Классификация информационных технологий

Технология(от греч. techne – искусство, мастерство и умение) – это отвечающий определённым требованиям комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приёмах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продуктов или услуг.

Любая технология связана с выполнением определённых операций и процессов, изменением качества или первоначального состояния материала, объекта и т.п. Технология материального производства подразумевает процесс, заключающийся в изготовлении, обработке, изменении состояния, свойств и формы сырья или материала.

Прежде чем перейти к рассмотрению информационных процессов (далее - ИП), разберёмся в сопутствующих терминах.

Технологический процесс (упрощённо) – это последовательность действий, направленных на создание заданного объекта.

Технологическая операция –это одно или несколько действий в рамках технологии, направленных на изменение состояния объекта или его взаимосвязи с окружением. Технологическая операция характеризуется наличием:

· одного или нескольких входных объектов;

· выходного объекта – результата обработки;

· управления (субъекта и средств) обработкой.

Практически любой конкретный технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и, в то же время, как совокупность менее сложных (в пределе элементарных) технологических процессов.

Технологический процесс- совокупность последовательности согласованных технологических операций, условий их выполнения и взаимного влияния, направленная на превращение предмета в продукт производства.

Практически любой конкретный технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных технологических процессов. В соответствии с этим технологическая операция может являться элементарным технологическим процессом.

ИП составляют совокупность логически обусловленных действий, осуществляемых с целью удовлетворения информационных потребностей потребителей информации (данных и услуг). В результате их выполнения документированные или недокументированные информационные сообщения и (или) документы поступают к их заказчикам (пользователям, потребителям и т.п.).

Информационные процессы –это процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.

Значимую роль в ИП играют информационные ресурсы (далее –ИР). Обычно ИП нацелены на предоставление пользователям различных информационных услуг. ИР и ИП в совокупности с другими компонентами образуют информационную структуру.

Информационная структура –это совокупность информационных центров, баз и банков данных, систем связи и передачи данных, других составляющих, обеспечивающих функционирование информационных структур.

В общем случае пользователями (потребителями информации являются животный и растительный мир, люди, технические устройства. С точки зрения социума пользователями (потребителями) информации, а следовательно и ИТ, являются люди (индивиды), нуждающиеся в какой-либо информации и с этой целью осуществляющие её поиск (собственными силами или с помощью посредников), изучение, создание новых ИР и др. В качестве посредников обычно выступают работники библиотек(библиографы) и информационных служб.

Потребитель (пользователь)информационных услуг и информационных ресурсов – это субъект, обращающийся к информационной системе, собственнику информационных ресурсов или посреднику за получением от них необходимой ему информации. При этом пользоваться полученными данными и информацией он должен в пределах, установленных законодательством.

Таким образом, ИП можно причислить к технологическим процессам, процедурам и операциям. Поэтому предмет, изучением которого занимается информатика, порой называют «информационная технология» (далее – ИТ) или компьютерная технология.

Компьютерная технология –это комплекс взаимосвязанных научных, технологических и инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием1.

Компьютерная технология – это название, обусловленное использованием компьютеров в качестве технических средств (далее – ТС) ИТ. В этой связи под ИТ понимают процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Специалисты отмечают, что ИТ является инструментом, помогающим получить доход2.

К примеру, технологический процесс обработки информации представляет упорядоченную последовательность взаимосвязанных действий по обработке данных, информации, знаний до получения необходимого, полезного результата. А при ведении учёта ИТ позволяет навести порядок в информационных потоках и бизнес – процессах организации.

Обычно понятие ИТ подразумевает решение экономических и управленческих задач, связанных с выполнением ряда операций по сбору необходимой для решения этих задач информации, переработке её по некоторым алгоритмам и выдаче результата лицу, принимающему решение, в удобной для него форме. ИТ относят к стратегическим ресурсам государства.

Информация должна храниться долговременно или временно сохраняться. Выполнение этих процедур и операций связано с созданием, актуализацией и эксплуатацией информационных систем.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединённая в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Информационная система –совокупность средств сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персонал, выполняющий подобные действия; организационно-упорядоченная совокупность документов (информационных ресурсов) и информационных технологий, реализующих информационные процессы; организационно- функциональная структура, реализующая обработку информации.

_______________

1 Определение, предложенное ЮНЕСКО.

2Павлова О. ИТ должны быть катализатором инноваций компании [Электронный ресурс]// PCWeek/ 2007. № 46.

 

 

Основными представителями информационных систем (далее – ИС) являются архивы, библиотеки, музеи, различные информационные подразделения и организации.

Поскольку при рассмотрении ИС речь главным образом идёт о компьютерных (автоматизированных) ИС, рассмотрим связанные с этим понятия.

Автоматизированная системасостоит из взаимосвязанной совокупности подразделений организации и комплекса средств автоматизации деятельности, и реализует автоматизированные функции по отдельным видам деятельности.

Разновидностью автоматизированных систем (далее –АС) являются информационные системы, основной целью которых является хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам.

При этом автоматизированные ИС (далее АИС) являются областью информатизации, механизмом и технологией, эффективным средством обработки, хранения, поиска и представления информации потребителю.

АИС представляют совокупность функциональных подсистем сбора, ввода, обработки, хранения, поиска и распространения информации. Процессы сбора и ввода данных необязательны, поскольку вся необходимая и достаточная для функционирования АИС информация может уже находиться в составе её базы данных.

Автоматизированные информационно-поисковые системы(далее АИПС) используют компьютерные программно-технические средства и технологии и предназначаются для нахождения и выдачи пользователям информации по заданным критериям. Определяющими для понимания методов автоматизации поиска являются два следующих фактора:

1) сравниваются не сами объекты, а описания – так называемые поисковые образы;

2) сам процесс является сложным (составным и неодноактным) и обычно реализуется последовательностью операций.

Выделяют четыре типа АИС:

1) охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;

2) объединяющий несколько процессов в одной организации;

3) обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;

4) реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

При этом наиболее распространёнными и перспективными считаются: фактографические, документальные, интеллектуальные (экспертные) и гипертекстовые АИС.

К средствам сбора информации в АИС относятся автоматизированные рабочие места, автоматические датчики, исполнительные механизмы, распределённые базы и банки данных.