Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Стратегии и исходы конфликтного взаимодействия

Мотивы сторон.Мотивы в конфликте – побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.

Конфликтное поведение. Оно состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение можно разделить на стратегию и тактику. Стратегия рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, ее установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество).

Информационные модели конфликтной ситуации. Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и кон­фликтным поведением, с другой, выступают образы кон­фликтной ситуации – своеобразные идеальные карты, которые включают следующие элементы: 1) представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.); 2) представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.д.); 3) представления каждого из участников относительно того, как его воспринимает оппонент; 4) представление конфликтующих сторон о среде и услови­ях, в которых протекает конфликт.

Почему необходим анализ образов конфликтной ситуации? Это определяется двумя обстоятельствами: 1) именно идеальная картина конфликта, а не реальность противоречия, сама по себе, непосредственно определяет конфликтное поведение; 2) существует реальное и эф­фективное средство разрешения конфликта за счет изменения этих образов, которое осуществляется посредством внешнего воздей­ствия на участников конфликта.

Степень расхождения образа и реальной картины бывает различной. Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая, или наоборот.

Искажение конфликтной ситуации может заключаться в следующем:

1) искажается вся ситуация в целом ситуация упрощается, воспринимается в черно-белых (полярных) оценках, происходит фильтрация информации, ее неверная интерпретация и т.д.;

2) искажение восприятия мотивов поведения в конфликте (например, приписывание себе социально одобряемых мотивов, а оппоненту – мотивов низменных, подлых);

3) искажение восприятия действий, высказываний, поступков (фиксируется в следующих высказываниях по отношению к себе: «я все делаю правильно», «я вынужден так делать», «он сам виноват, что вынудил меня так сделать», «все так делают»; и по отношению к оппоненту: «он делает все мне во вред», «он специально так поступил» и т.п.);

4) искажение восприятия личностных качеств (здесь срабатывает эффект поиска соринки в глазу другого, то есть преуменьшение негативных качеств у себя и преувеличение у соперника).

Исход конфликта. Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода: 1) полное или частичное подчинение другого; 2) компромисс; 3) прерывание конфликтных действий; 4) интеграция.