Историческая заслуга арабоязычной культуры.

Этико-теологический характер развития психологии.

Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. «Работа под знаком такого определения цели совершалась в долгий промежуток времени между наивысшими стадиями развития патристики и схоластики (400 ‑ 1250), отчасти в направлении, намеченном Августином и мистическими течениями, отчасти в связи с исследованиями познавательных процессов». «Бог и душа влекутся друг к другу и нет ничего, кроме этого, ровно ничего» ‑ считал святой Августин.

Августин Блаженный (354 ‑ 430 г.) большое внимание уделял проблеме человеческой личности и развития общества. Проблема личности рассматривается им в «Исповеди» ‑ лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого самоанализа Августин раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивости этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавляя его от греха. Проблема развития общества рассматривается в его работе – «О граде Божием». Авторитет Августина в вопросах философии и теологии в эпоху Средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до XIII в., до Фомы Аквинского.

 

Историческая заслуга арабоязычной культуры, состоит в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в. Крупнейшими ее представителями являются Авиценна (Ибн Сина), Альгазен, Аверроэс (Ибн Рушд). В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга.

Альгазен «В оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервным проводникам.

Аверроэс «не остановился перед объяснением теснейшей связи между состояниями сознания и физиологическими явлениями; некоторые силы души он прямо называл продуктами телесных органов». Он развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом, арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютным».

Из растущего влияния исследования природы, математических, астрономических исследований выделился вопрос: вера или знание? В эти бурные прения вмешалась церковь в лице крупнейшего служителя Фомы Аквинского.