Общая характеристика периода.

Учение античных врачей.

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (460 ‑ 377 г. до н.э.) ‑ «отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Но, наибольшую известность получило учение о темпераменте.

В Александрии (III в. до н.э.) некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных людей». Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских врачей – Герофила (установил разницу между нервами, сухожилиями и связками; описал устройства глаза; мозговые оболочки) и Эразистрата (подробно описал различные части головного мозга, обратил внимание на извилины).

Все эти анатомо-физиологические сведения объединил и дополнил римский врач Гален (II в. н.э.), автор сочинения по медицине, анатомии, физиологии; которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга: «…врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Гален развил учение о темпераментах Гиппократа. Всего он выделял 13 типов темперамента, из них 1 – нормальный, 12 – как отклонение от нормы.

Таким образом, основным предметом исследования в психологических системах античности является душа; внутренний мир еще не выделяется в качестве самостоятельного предмета исследования. Греческие мыслители «много рассуждали о видах познания…, но понятие сознание почти игнорировалось ими» (Ланге Н.Н.).


Тема 3: Развитие психологии в средние века

и эпоху Возрождения

План:

1. Общая характеристика периода.

2. Этико-теологический характер развития психологии
(Св. Августин).

3. Историческая заслуга арабоязычной культуры (Ибн Сина, Ибн Рушд).

4. Деятельность Фомы Аквинского.

5. Деятельность Р. Бэкона.

6. Развитие психологии в эпоху Возрождения в Италии (А. Данте, Ф. Петрарки, Д. Бокаччо и др.).

7. Фундаментальный труд А. Везалия о строении человеческого тела.

 

История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в.в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации.

В истории Средние века получили крайне противоречивую характеристику. Так, гуманисты видели в Средних веках время темноты и невежества. В противоположность такой односторонней оценке средневекового мира русский философ Н. Бердяев указывал на неизмеримо более сложный характер эпохи. «Средние века – самая загадочная и чарующая эпоха мировой истории, полная антитезисов и противоречий… Эпоха не только самая аскетическая, но и самая чувственная, она обострила дуализм во всех сферах бытия и поставила перед грядущим человечеством неразрешимые проблемы …».

Эпоха средневековья выдвинула плеяду великих людей, среди них: Томас Мюнцер (первые коммунистические идеи); Томас Мор и Томмазо Кампанелла (родоначальники утопического социализма); великие мыслители и философы ‑ Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Авиценна, Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей; М. Лютер (глава реформации в Германии); Омар Хайам, Муани, Данте, Петрарка, Боккаччо, Шекспир, Сервантес (гениальные поэты и писатели); художники – Джотто, Рафаэль, Микельанджело, Леонардо де Винчи, Андрей Рублев, Рубенс, Рембрант.

Анализируя разнообразный материал, в том числе произведения искусства и литературы А.Я. Гуревич сделал вывод, что в эту эпоху складывается понятие о личности. Оно раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, выявляется специфика его личности в отличие от личности человека Нового времени.

В начале связь с античным миром была сильна. Образование строилось на основе изучения античных авторов-философов, а также естественнонаучных данных Гиппократа, Аристотеля, Галена. Затем знание приходит в полный упадок, над умами царит авторитет церкви. Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология.

В Средние века сломились мировые религии: буддизм – в Восточной, Центральной и отчасти Средней Азии; ислам – в Средней Азии и Северной Африке, христианство – в Европе. Конечно, буддизм и христианство зародились и получили свое развитие еще в древнем мире, но только в период средневековья они превратились в религии мирового масштаба. Важнейшим институтом религии была церковь. Уже в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры инквизиции.