Class row
Class Vector
{
T *data; // Начало одномерного массива
int size; // Количество элементов в иассиве
public:
Vector (int); // Конструктор класса vector
~Vector () { delete [] data; }; // Деструктор
// Расширение действия (перегрузка) операции «[]»:
T& operator[] (int i) { return data [i]; };
};
// Внешнее определение конструктора класса:
template <class T>
Vector <T>::Vector(int n)
{
data = new T[n];
size = n;
};
Когда шаблон введен, у программиста появляется возможность определять конкретные объекты конкретных классов, каждый из которых параметрически порожден из шаблона. Формат определения объекта одного из классов, порождаемых шаблоном классов:
имя_параметризованного_класса <фактические_параметры_шаблона>
имя_объекта(параметры_конструктора);
В нашем случае определить вектор, имеющий восемь вещественных координат типа double, можно следующим образом: Vector <double> z (8);
Проиллюстрируем сказанное следующей программой:
// формирование классов с помощью шаблона
# include «template.vec» // Шаблон класса «вектор»
# include <iostream.h>
void main()
{
Vector<int> X(5); //Создаем объект класса «целочисленный вектор»
Vector<char> C(5); // Создаем объект класса «символьный вектор»
for (int i = 0; i < 5; i++)// Определяем компоненты векторов
{ X [i] = i; C [i] = ‘A’ + i; };
for (i = 0; i < 5; i++)
cout << ² ² << X[i] << ² ² << C[i]; // 0 A 1 B 2 C 3 D 4 E
};
В программе шаблон семейства классов с общим именем Vector используется для формирования двух классов с массивами целого и символьного типов. В соответствии с требованием синтаксиса имя параметризованного класса, определенное в шаблоне (в примере vector), используется в программе только с последующим конкретным фактическим параметром (аргументом), заключенным в угловые скобки. Параметром может быть имя стандартного или определенного пользователем типа. В данном примере использованы стандартные типы int и char. Использовать имя Vector без указания фактического параметра шаблона нельзя, никакое умалчиваемое значение при этом не предусматривается.
В списке параметров шаблона могут присутствовать формальные параметры, не определяющие тип, точнее - это параметры, для которых тип фиксирован:
#include <iostream.h>
template <class T, int size = 64>
{
T *data;
int length;
public:
row()
{
length = size;
data = new T[size];
};
~row() { delete [] data; };
T& operator[] (int i) { return data [i]; };
};
void main()
{
row<float,8> rf;
row<int,8> ri;
for (int i = 0; i < 8; i++)
{ rf [i] = i; ri [i] = i * i; };
for (i = 0; i < 8, i++)
cout << ² ² << rf[i] << ² ² << ri[i];
//0 0 1 1 2 4 3 9 4 16 5 25 6 36 7 49
};
В качестве аргумента, заменяющего при обращении к шаблону параметр size, взята константа. В общем случае может быть использовано константное выражение, однако выражения, содержащие переменные, использовать в качестве фактических параметров шаблонов нельзя.